ЖИЗНЬ ЛЕГЕНДАРНОГО МОДЕЛЬЕРА ДЛИНОЮ В 100 ЛЕТ
Сегодня Сергею Бородину — знаменитому модельеру-закройщику мужских костюмов, первому начальнику пошивочного цеха Хабаровского краевого театра драмы — исполнилось 100 лет. Шутка ли, он застал еще первые годы советской власти, пережил эпоху Ленина, Сталина и других вождей, развал СССР — и здравствует по сей день.
Бородин работал в хабаровской драме со дня ее основания и на своем хлопотном посту протрубил целых 46 лет. Вся история театра — перед глазами Сергея Алексеевича. До сих пор он помнит первые постановки, бережно хранит все, что связано со сценой и людьми, в разные годы здесь трудившимися.
Бородин защищал… Бородино
Однако скажи кто-нибудь в 1930-е годы Сергею Алексеевичу, тогда еще просто Сереже, что тот со временем будет шить костюмы народным и заслуженным артистам, Бородин едва ли в это поверил. В детстве и юности он жил в Амурской области, окончил школу, затем сельскохозяйственный институт. И грянула Великая Отечественная война. Вскоре Бородин оказался на передовой.
- Я был артиллеристом. Вначале прибыли в Ленинград, — рассказывает Сергей Алексеевич. — Трое суток там простояли, а потом по Можайской дороге отправились на Москву. Мне довелось принять участие в битве за Бородино.
Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн. Как-то в землянке, по признанию Сергея Алексеевича, он нашел саблю, связанную с событиями 1812 года. Вообще, получилось символично: пушка Бородина защищала… Бородинское поле. Получилось почти как по Лермонтову: «Забил снаряд я в пушку туго и думал: угощу я друга!». Только вместо «брата мусью» пришлось воевать с фашистскими захватчиками. Именно под Бородино, во время одного из артобстрелов Сергей Алексеевич был тяжело ранен: снаряд раздробил коленную чашечку. Нога-то срослась, но с тех самых пор не гнется.
Женился и выучился на портного
Так совсем молодой еще человек получил инвалидность. Но жизнь-то продолжалась. После госпиталя его, понятно, комиссовали. Бородин вернулся на Дальний Восток — в Хабаровск. Здесь и познакомился с будущей женой.
- В центре города, в районе Комсомольской площади, в те годы была бесплатная столовая для инвалидов Великой Отечественной войны, куда я периодически заходил пообедать, — вспоминает Сергей Алексеевич. — Приглянулась мне одна официантка. Познакомились. В результате Анюта, с которой мы прожили вместе почти полвека, стала моей женой. Вырастили двух сыновей и дочку. Потом внуки пошли, правнуки…
Однако вернемся в грозовые 1940-е. Выучился Бородин на закройщика-модельера. Работал в Горпромторге, где его тут же избрали секретарем комсомольской организации. В те трудные времена это была привилегированная должность. Полагался литерный паек, который, помимо комсорга, в Горпромторге получали только директор и парторг. Потом Сергей Алексеевич оказался в универмаге.
Очередь за билетами — словно в Мавзолей
Неизвестно, как бы сложилась его дальнейшая судьба, не познакомься Бородин с одним театральным деятелем, выходцем из Одессы. Он-то и сосватал Сергея Алексеевича в театр драмы, который тогда только открывался.
На всю жизнь Бородин запомнил этот день — 1 марта 1946 года, когда впервые переступил порог театра, и сразу же включился в работу. Ведь уже 16 марта состоялась в драме первая премьера — спектакль «Памятные встречи» по пьесе Утевского, посвященный героям, отстоявшим нашу Родину в годы Великой Отечественной войны. Что очень символично: ведь на дворе стояла первая послевоенная весна. Тема эта, конечно же, была близка и фронтовику Бородину.
До лета в театре состоялись еще две премьеры. Потом труппа уехала на свои первые гастроли, а Сергей Алексеевич, как говорится, с чувством исполненного долга отправился на курорт в Пятигорск. А осенью все повторилось сначала.
- Тогда только что вышел нашумевший по тем временам роман Александра Фадеева, — продолжает Бородин, — и наш театр одним из первых в стране поставил «Молодую гвардию». С костюмами, конечно, пришлось повозиться: ведь надо было шить и советскую форму, и немецкую. Сама постановка имела огромный успех. Сейчас в это трудно поверить, но очередь за билетами на «Молодую гвардию» была сродни ажиотажу в Мавзолей и тянулась до улицы Волочаевской.
Времена тогда, понятно, были тяжелые. Но Бородин из любой ситуации старался находить выход. Брался, допустим, дешевый материал, из которого шился тот или иной костюм, но красился и пропитывался так, что из зрительного зала он смотрелся, словно дорогая вещь. Что ж, в этом и заключалось мастерство дяди Сережи (именно так многие артисты называли начальника пошивочного цеха).
«Не опозорь мундир — сыграй, как надо»
- Я пришел в театр драмы в 1971 году, но о дяде Сереже к тому времени уже был наслышан, — рассказывает народный артист России Сергей Лычев. — Его костюмы — это бесценное наследие театра. Кстати, Бородин буквально одевал тогда всю партийную элиту Хабаровска и края. Ведь в те времена ткани в продаже было много, а костюмы — в большом дефиците. Вот все и шли к Сергею Алексеевичу. Помню, обратился к нему и я, в ту пору молодой артист: «Дядя Сережа, сшей мне костюм, в котором не стыдно будет выходить в люди». Хотя в душе были опасения, поговаривали, что он шьет не всем. Но мастер не отказал. Купил я ткань, принес. И знаете, такой отличный костюм получился. Позже мы подружились, и я еще неоднократно пользовался услугами Сергея Алексеевича, как-то он мне и пальто сшил. Ну а перед премьерными спектаклями Бородин был вообще нарасхват. «Дядя Сережа, — говорил ему тот или иной актер, — сделай так, чтобы я на сцене выглядел на уровне». На что мастер отвечал примерно так: «Я-то сделаю все в лучшем виде, но и ты не опозорь мундир — сыграй, как надо!».
- Глаз у меня уже был наметан, и я своих «клиентов» настолько выучил, что нередко хватало и одной примерки, — говорит Бородин. — Кстати, я шил на заказ костюмы и известным артистам, гастролирующим в Хабаровске. Среди них был и знаменитый актер театра и кино Михаил Жаров. Он в нашем театре на протяжении десяти дней гастролировал, и я за это время успел справить Михаилу Ивановичу костюм. Жаров остался доволен. Кстати, он тогда у нас заработал полторы тысячи рублей (по тем временам большие деньги). «Теперь куплю жене шубу», — сказал Михаил Иванович на прощание. Вообще, столичные артисты часто выступали на сцене театра: Лидия Русланова, Евгений Матвеев, Михаил Ульянов… Кстати, одно время у нас работал ныне известный актер Юрий Кузнецов.
Оформил 400 спектаклей
Однажды артисты, которые очень любили и уважали Бородина, выступили с предложением: «А почему бы дяде Сереже не присвоить звание заслуженного работника культуры? Ведь он неотъемлемая часть нашего производства, театр без него немыслим…». Однако тогдашний директор не разделял мнение коллектива: «Зачем ему звание? Он и так больше меня получает». Какая в этом связь, так никто и не понял, но Сергей Алексеевич так и остался без почетного звания.
Бородин, по его словам, действительно по тем временам неплохо зарабатывал. Со всеми подработками, надбавками, пенсией доходило, в среднем, до 400-450 рублей. Но ведь и работал он на износ, что называется, не покладая рук, да еще и постоянно (такова уж специфика его деятельности) дышал пылью.
- Я принял участие в оформлении порядка 400 (!) спектаклей, — рассказывает Сергей Алексеевич. — А сколько при этом костюмов шил — и не сосчитать.
Всё дело в генах
…Ушел на покой Бородин в начале 1990-х. Наверное, мог бы еще послужить театру, но у Сергея Алексеевича заболела жена, и он вынужден был оставить пошивочный цех. Надо ли говорить, что театр без мастера, что называется, осиротел. Но артисты-ветераны по-прежнему помнят Бородина и рассказывают о легендарном модельере-закройщике молодежи. Сегодня труппа поздравит дорогого Сергея Алексеевича со славным юбилеем.
Между тем сам юбиляр, несмотря на свой очень почтенный возраст, выглядит достаточно бодро и к врачам старается особо не обращаться.
- Я еще рюмочку могу пропустить, — улыбается Сергей Алексеевич. — Вообще, никакого секрета долголетия у меня нет. Тут все дело, видимо, в генах. Мой дед прожил 107 лет, отец почти до ста дотянул. Так что, надеюсь, я еще «повоюю».
Автор — Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.
Фото — Сергея АЛЕКСЕЕВА.
Источник — Тихоокеанская звезда
НА РАССЫЛКУ ТЕАТРА.