Противодействие коррупции
Уважаемые зрители!

Хабаровский краевой театр драмы предлагает воспользоваться услугой «Подарочный сертификат». Это отличное решение вечного вопроса «Что подарить»? Подарите близкому человеку радость посещения театра, сохранив при этом возможность выбора спектакля, даты, времени по его усмотрению.

Подарочный сертификат — своеобразный «билет с открытой датой» в мир театра, мечты и праздника! Если Вы не знаете, что подарить своим любимым, близким и родным, то подарочный сертификат «Вечер в театре» станет прекрасным подарком к любому праздничному поводу.

В продаже имеются подарочные сертификаты «ВЕЧЕР В ТЕАТРЕ» номиналом: 500, 1000 и 2000 рублей.

Приобрести подарочные сертификаты вы можете в кассе театра.
Телефон для справок: 30-68-25

Правила приобретения и использования сертификатов.

21 мая 2023

ВИКТОР НИЗОВОЙ: «ПРЕКЛОНЯЮСЬ ПЕРЕД ШУКШИНЫМ»

На сцене краевого театра драмы словно витал дух Василия Шукшина. Без пяти минут выпускники Высшего театрального училища им. М. С. Щепкина (мастерская народного артиста СССР Юрия Соломина) в течение двух дней показали искушенной хабаровской публике свой дипломный спектакль «Живут такие люди».

Из многочисленных шукшинских сборников в сценарий вошли шесть рассказов — «Обида», «Операция Ефима Пьяных», «Владимир Семёныч из мягкой секции», «Хозяин бани и огорода», «Мой зять украл машину дров!» и «Срезал» в постановке режиссера-педагога, доцента, народного артиста России Виктора Низового.

ОСОБАЯ АТМОСФЕРА

Благодаря интересной находке режиссера и студентов фрагментарный по форме спектакль сохраняет целостность — герои кочуют из сцены в сцену, не выходя из роли при смене декораций и развивая образ.

Перед зрителями (сам спектакль, к слову, смотрится на одном дыхании) развернулась галерея характеров и голосов, праздников и ссор, житейских и экзистенциальных проблем, влюблённостей и неловкостей. Мастер деревенской прозы вдохнул в свои произведения особую атмосферу: иногда нарочито бесцеремонную, иногда тонкую и трогательную.

В рассказах Шукшина горечь от чьего-то порочного поступка перекрывается чьей-то добротой, терпением, состраданием. А превозмочь иную обиду помогает хорошая песня, особенно когда поется сообща, хором, на несколько голосов.

Так, в завершение заключительной новеллы «Срезал» деревенские собираются за большим столом своего ставшего кандидатом наук односельчанина.

Едва погасив назревавший конфликт, они дружно, как бывает в застолье, в примирении запели известную песню, которую им подпевал в записи из репродуктора герой Вячеслава Тихонова из кинофильма «Дело было в Пенькове», — «От людей на деревне не спрятаться».

А потом вдруг в зале зазвучал голос… Василия Шукшина. Такое вот в финале получилось общение автора со зрителем и артистами, которое, безусловно, украсило и без того очень душевный спектакль
«ХАБАРОВСК — МНЕ НЕ ЧУЖОЙ ГОРОД»

— Когда мы создавали этот спектакль, даже не подразумевали, в каких городах ему предстоит побывать на гастролях. В итоге ими оказались сначала Калининград и вот сейчас Хабаровск, — говорит режиссёр постановки Виктор Низовой. — Большое спасибо федеральной программе «Большие гастроли» за возможность показать наши спектакли так далеко от Москвы.

— Виктор Алексеевич, а как вообще возникла идея создания такого трогательного и душевного спектакля? — поинтересовался корреспондент «Тихоокеанской звезды» у Низового.

— Начну с того, что я преклоняюсь перед Василием Макаровичем. Все фильмы его знаю, все рассказы. Скажу больше: Шукшин причастен к моему поступлению в институт. На вступительных экзаменах в театральное училище имени Щепкина я читал рассказ «Мой зять украл машину дров» (к слову, отрывок из него вошёл и в наш спектакль). Всем говорю, что я на земле жил и дышал одним воздухом с Василием Макаровичем девять дней. Он ушел 2 октября, а я родился 23 сентября 1974-го.

Возвращаясь к спектаклю… Три года назад отмечались сразу две даты, связанные с Шукшиным, — 90 лет со дня его рождения и 45 — смерти. На мой взгляд, в нашей стране они прошли довольно скоромно. А у меня была мечта ещё с предыдущим курсом поставить спектакль по рассказам Василия Макаровича.

С Юрием Мефодьевичем Соломиным мы тогда обсудили этот материал. Мэтр сказал: мол, пусть пока полежит, созреет, как хорошее вино. И вот спустя какое-то время я вернулся к этой теме. Соломин дал добро, и в итоге получилась вот такая картинка, на мой взгляд, милая и трогательная. И в Калининграде, куда мы ездили прошлой осенью, и сейчас в Хабаровске зрители приняли спектакль хорошо. И это очень приятно.

— Кстати, а вы сами до этого бывали в Хабаровске?

— В том-то и дело, что здесь я впервые. Хотя сам город мне не чужой. Представляете, здесь в первой половине 1970-х работал мой папа. Он окончил военную медицинскую академию в Ленинграде и по распределению попал в Хабаровск в 351-й, если не ошибаюсь, госпиталь. Кстати, они с мамой 27 декабря поженились, а уже 10 января полетели в Хабаровск.

Получается, именно в вашем городе у родителей был медовый месяц (улыбается). Папа до сих пор с теплотой вспоминает о Хабаровске. Перед моим отъездом сюда он сказал: «Погуляй по центру, сходи на набережную Амура к Утесу, мы с мамой там купались…» Так что мне очень приятно побывать здесь. Кстати, очень понравилась публика в зале — очень благодарная, внимательная, чуткая. А как нам долго аплодировали, не хотели отпускать.

СРАВНИВАЛИ С БОРИСОМ АНДРЕЕВЫМ

— Знаете, хабаровских зрителей не обманешь. Раз аплодировали, значит, им действительно понравилось. В очередной раз поймал себя на мысли, что Шукшин актуален во все времена. Чего только стоит фраза, сказанная одним из героев: «Мы не мыслители, у нас зарплата не та». Да и игра артистов оставила приятное впечатление. Сразу видно, что способные ребята…

— Способные. Скажу больше: уже полкурса подписали контракты с различными театрами — одних ждут в Малом, другие пойдут во МХАТ к Татьяне Дорониной, кто-то — в театр Et cetera к Александру Калягину. Для нынешнего времени это очень много. Правда, попасть в театр — ещё не значит получить роль. А получив роль, ещё не значит её хорошо сыграть. Так советую выпускникам набраться терпения.

К слову, когда я поступил в «Щепку» на курс к Соломину, Юрий Мефодьевич окинул нас взглядом и сказал: «Артистами из вас будут пять-семь человек». Мы посмеялись про себя, и каждый подумал: «Ну, я-то артистом стану». А ведь он угадал! Между прочим, в Малый театр тогда взяли троих, а сейчас остался я один. И вот уже 27 лет служу здесь.

Понятно, что большие роли пришли не сразу. Первую роль я сыграл в спектакле «Пир победителей» по А. И. Солженицыну в постановке Бориса Морозова. Там у меня всего несколько слов: «Товарищ капитан, моторы приглушил. Вся батарея прибыла. Сейчас пойдём воевать». Позже мне доверили роль Митрофанушки в «Недоросли». И пошло-поехало…

Здесь важно найти своё амплуа. Помню, нам дали задание в институте — всем ребятам нужно было выучить монолог Чацкого. На всю жизнь запомнил, как Юрий Мефодьевич пошутил тогда: «Ведь Низовой никогда не сыграет Чацкого, если только где-нибудь на зоне».

Зато тот, кто играет Чацкого, никогда не сыграет Скалозуба, Городничего, Макара Нагульного в «Поднятой целине». Когда я поступал, педагоги сравнивали меня с Борисом Андреевым, и это мне было приятно. Я знаю своё место — по фактуре и характеру я парень простой.

ОТДАВАТЬ КУСОЧЕК СЕРДЦА

— Широкую известность вам принесли роли в кино. До сих пор многие зрители помнят вас в роли физрука Авдеева из «Простых истин» и оперативника Толика Щепкина из «Возвращения Мухтара». И всё-таки, как я понял, театр Виктору Низовому ближе?

— У меня была в жизни история. Я снимался в Киеве в «Возвращении Мухтара», одновременно играл в театре в Москве. Было очень сложно совмещать. Как-то семь ночей подряд провел в поезде, не понимал, в какой город еду. Пришлось узнавать у проводницы. Она даже не сразу поняла вопрос.

Киевским продюсерам не понравилась такая загруженность, и они предложили мне взять в театре академический отпуск на год, за это время отснять кино и получить очень неплохой гонорар. «За эти деньги ты сможешь хорошую квартиру купить в центре Москвы», — говорили мне.

Я думал над этим предложением всю дорогу до Москвы. Вечером Мольер, «Мнимый больной», блестящий состав. Финальная сцена. Я слышу аплодисменты, вижу зрителей, полный зал. Ради этого нужно жить! И думаю — лишиться этого на год? Ну нет! И всё сложилось в театре: уважение коллег, прекрасные режиссеры, новые роли. Господь не оставил, хлеб всегда есть и будет.

— Художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин нередко говорил: «Когда выходишь со сцены, надо оставлять кусочек своего сердца». Вы согласны с этим?

— Он эти слова и нам говорил, и нынешним студентам. Конечно, нужно оставлять кусочек сердца. А как же иначе? Как мой папа, замечательный хирург, может оперировать на «четыре»? Начнется осложнение после операции. Вот так же и мы, артисты. Знаете, что самое ценное? Когда закрывается занавес, люди не бегут в гардероб, они продолжают аплодировать. И ты аплодируешь им!

Между прочим, гениальную фразу про кусочек сердца Соломину сказала его педагог Вера Пашенная. Её, в свою очередь, так напутствовал Ленский. Ленского — Щепкин… Вот такая связь поколений. Мы же как спортсмены. Не оставишь — не будет результата.

ОТ «ДНЕПРА» ДО «ЛОКОМОТИВА»

— Кстати, о спорте. Вы, насколько я знаю, на протяжении многих лет защищали футбольные ворота родного театра. А ещё вы заядлый болельщик…

— Да, у нас были настоящие битвы! Играли и с «Ленкомом», и с «Сатириконом», и с Квартетом И, и МХАТом имени Чехова… Мы часто побеждали. Но случались и трагедии — проигрыши в дополнительное время, по пенальти. Есть что вспомнить.

Что же касается большого футбола. В детстве я болел за днепропетровский «Днепр». Всё началось в 1983 году, когда днепропетровцы в решающем матче за золотые медали чемпионата СССР обыграли московский «Спартак» — 4:2. До сих пор перед глазами голы Олега Тарана! Какой «Днепр» был крепкий клуб, чудная играющая команда — Краковский, Литовченко. Коля Кудрицкий, Чередник, Лютый, Багмут, Антон Шох…

Когда распался Союз, я начал болеть за ЦСКА (папа-то у меня военный). А потом в наш театр пришёл Валерий Саныч Баринов, познакомил меня с Юрием Павловичем Сёминым, и я стал импонировать «Локомотиву». Ну а сейчас ещё и за «Зенитом» слежу. Молодцы ребята, недавно вновь чемпионами страны стали!

— И последний вопрос: в вашей семье растут два сына-близнеца. Каково их отношения к театру?

— С театром они, считайте, уже на «ты», несмотря на то, что мальчишкам всего по шесть лет. Но разве могло быть иначе? Ведь у Паши и Леши родители — артисты (супруга Виктора Низового тоже служит в Малом театре и вместе с мужем преподает. — Прим. авт.).

Так что сыновья — дети театра. Они уже ходили на «Сказку о царе Салтане», «Буратино», «Снежную королеву», «Золушку»… Когда мы с женой играем — они за кулисами. Впрочем, они растут разносторонними личностями. Мы уже ходили вместе на футбольные и хоккейные матчи.

Вообще, считаю себя счастливым человеком. У меня живы родители, растут два сыночка, любимая жена, друзья, ученики. И Малый театр.

Беседовал
Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.

Источник — ТоЗ

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Наверх