ВИКТОР НИЗОВОЙ: «ПРЕКЛОНЯЮСЬ ПЕРЕД ШУКШИНЫМ»
На сцене краевого театра драмы словно витал дух Василия Шукшина. Без пяти минут выпускники Высшего театрального училища им. М. С. Щепкина (мастерская народного артиста СССР Юрия Соломина) в течение двух дней показали искушенной хабаровской публике свой дипломный спектакль «Живут такие люди».
Из многочисленных шукшинских сборников в сценарий вошли шесть рассказов — «Обида», «Операция Ефима Пьяных», «Владимир Семёныч из мягкой секции», «Хозяин бани и огорода», «Мой зять украл машину дров!» и «Срезал» в постановке режиссера-педагога, доцента, народного артиста России Виктора Низового.
ОСОБАЯ АТМОСФЕРА
Благодаря интересной находке режиссера и студентов фрагментарный по форме спектакль сохраняет целостность — герои кочуют из сцены в сцену, не выходя из роли при смене декораций и развивая образ.
Перед зрителями (сам спектакль, к слову, смотрится на одном дыхании) развернулась галерея характеров и голосов, праздников и ссор, житейских и экзистенциальных проблем, влюблённостей и неловкостей. Мастер деревенской прозы вдохнул в свои произведения особую атмосферу: иногда нарочито бесцеремонную, иногда тонкую и трогательную.
В рассказах Шукшина горечь от чьего-то порочного поступка перекрывается чьей-то добротой, терпением, состраданием. А превозмочь иную обиду помогает хорошая песня, особенно когда поется сообща, хором, на несколько голосов.
Так, в завершение заключительной новеллы «Срезал» деревенские собираются за большим столом своего ставшего кандидатом наук односельчанина.
Едва погасив назревавший конфликт, они дружно, как бывает в застолье, в примирении запели известную песню, которую им подпевал в записи из репродуктора герой Вячеслава Тихонова из кинофильма «Дело было в Пенькове», — «От людей на деревне не спрятаться».
А потом вдруг в зале зазвучал голос… Василия Шукшина. Такое вот в финале получилось общение автора со зрителем и артистами, которое, безусловно, украсило и без того очень душевный спектакль
«ХАБАРОВСК — МНЕ НЕ ЧУЖОЙ ГОРОД»
— Когда мы создавали этот спектакль, даже не подразумевали, в каких городах ему предстоит побывать на гастролях. В итоге ими оказались сначала Калининград и вот сейчас Хабаровск, — говорит режиссёр постановки Виктор Низовой. — Большое спасибо федеральной программе «Большие гастроли» за возможность показать наши спектакли так далеко от Москвы.
— Виктор Алексеевич, а как вообще возникла идея создания такого трогательного и душевного спектакля? — поинтересовался корреспондент «Тихоокеанской звезды» у Низового.
— Начну с того, что я преклоняюсь перед Василием Макаровичем. Все фильмы его знаю, все рассказы. Скажу больше: Шукшин причастен к моему поступлению в институт. На вступительных экзаменах в театральное училище имени Щепкина я читал рассказ «Мой зять украл машину дров» (к слову, отрывок из него вошёл и в наш спектакль). Всем говорю, что я на земле жил и дышал одним воздухом с Василием Макаровичем девять дней. Он ушел 2 октября, а я родился 23 сентября 1974-го.
Возвращаясь к спектаклю… Три года назад отмечались сразу две даты, связанные с Шукшиным, — 90 лет со дня его рождения и 45 — смерти. На мой взгляд, в нашей стране они прошли довольно скоромно. А у меня была мечта ещё с предыдущим курсом поставить спектакль по рассказам Василия Макаровича.
С Юрием Мефодьевичем Соломиным мы тогда обсудили этот материал. Мэтр сказал: мол, пусть пока полежит, созреет, как хорошее вино. И вот спустя какое-то время я вернулся к этой теме. Соломин дал добро, и в итоге получилась вот такая картинка, на мой взгляд, милая и трогательная. И в Калининграде, куда мы ездили прошлой осенью, и сейчас в Хабаровске зрители приняли спектакль хорошо. И это очень приятно.
— Кстати, а вы сами до этого бывали в Хабаровске?
— В том-то и дело, что здесь я впервые. Хотя сам город мне не чужой. Представляете, здесь в первой половине 1970-х работал мой папа. Он окончил военную медицинскую академию в Ленинграде и по распределению попал в Хабаровск в 351-й, если не ошибаюсь, госпиталь. Кстати, они с мамой 27 декабря поженились, а уже 10 января полетели в Хабаровск.
Получается, именно в вашем городе у родителей был медовый месяц (улыбается). Папа до сих пор с теплотой вспоминает о Хабаровске. Перед моим отъездом сюда он сказал: «Погуляй по центру, сходи на набережную Амура к Утесу, мы с мамой там купались…» Так что мне очень приятно побывать здесь. Кстати, очень понравилась публика в зале — очень благодарная, внимательная, чуткая. А как нам долго аплодировали, не хотели отпускать.
СРАВНИВАЛИ С БОРИСОМ АНДРЕЕВЫМ
— Знаете, хабаровских зрителей не обманешь. Раз аплодировали, значит, им действительно понравилось. В очередной раз поймал себя на мысли, что Шукшин актуален во все времена. Чего только стоит фраза, сказанная одним из героев: «Мы не мыслители, у нас зарплата не та». Да и игра артистов оставила приятное впечатление. Сразу видно, что способные ребята…
— Способные. Скажу больше: уже полкурса подписали контракты с различными театрами — одних ждут в Малом, другие пойдут во МХАТ к Татьяне Дорониной, кто-то — в театр Et cetera к Александру Калягину. Для нынешнего времени это очень много. Правда, попасть в театр — ещё не значит получить роль. А получив роль, ещё не значит её хорошо сыграть. Так советую выпускникам набраться терпения.
К слову, когда я поступил в «Щепку» на курс к Соломину, Юрий Мефодьевич окинул нас взглядом и сказал: «Артистами из вас будут пять-семь человек». Мы посмеялись про себя, и каждый подумал: «Ну, я-то артистом стану». А ведь он угадал! Между прочим, в Малый театр тогда взяли троих, а сейчас остался я один. И вот уже 27 лет служу здесь.
Понятно, что большие роли пришли не сразу. Первую роль я сыграл в спектакле «Пир победителей» по А. И. Солженицыну в постановке Бориса Морозова. Там у меня всего несколько слов: «Товарищ капитан, моторы приглушил. Вся батарея прибыла. Сейчас пойдём воевать». Позже мне доверили роль Митрофанушки в «Недоросли». И пошло-поехало…
Здесь важно найти своё амплуа. Помню, нам дали задание в институте — всем ребятам нужно было выучить монолог Чацкого. На всю жизнь запомнил, как Юрий Мефодьевич пошутил тогда: «Ведь Низовой никогда не сыграет Чацкого, если только где-нибудь на зоне».
Зато тот, кто играет Чацкого, никогда не сыграет Скалозуба, Городничего, Макара Нагульного в «Поднятой целине». Когда я поступал, педагоги сравнивали меня с Борисом Андреевым, и это мне было приятно. Я знаю своё место — по фактуре и характеру я парень простой.
ОТДАВАТЬ КУСОЧЕК СЕРДЦА
— Широкую известность вам принесли роли в кино. До сих пор многие зрители помнят вас в роли физрука Авдеева из «Простых истин» и оперативника Толика Щепкина из «Возвращения Мухтара». И всё-таки, как я понял, театр Виктору Низовому ближе?
— У меня была в жизни история. Я снимался в Киеве в «Возвращении Мухтара», одновременно играл в театре в Москве. Было очень сложно совмещать. Как-то семь ночей подряд провел в поезде, не понимал, в какой город еду. Пришлось узнавать у проводницы. Она даже не сразу поняла вопрос.
Киевским продюсерам не понравилась такая загруженность, и они предложили мне взять в театре академический отпуск на год, за это время отснять кино и получить очень неплохой гонорар. «За эти деньги ты сможешь хорошую квартиру купить в центре Москвы», — говорили мне.
Я думал над этим предложением всю дорогу до Москвы. Вечером Мольер, «Мнимый больной», блестящий состав. Финальная сцена. Я слышу аплодисменты, вижу зрителей, полный зал. Ради этого нужно жить! И думаю — лишиться этого на год? Ну нет! И всё сложилось в театре: уважение коллег, прекрасные режиссеры, новые роли. Господь не оставил, хлеб всегда есть и будет.
— Художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин нередко говорил: «Когда выходишь со сцены, надо оставлять кусочек своего сердца». Вы согласны с этим?
— Он эти слова и нам говорил, и нынешним студентам. Конечно, нужно оставлять кусочек сердца. А как же иначе? Как мой папа, замечательный хирург, может оперировать на «четыре»? Начнется осложнение после операции. Вот так же и мы, артисты. Знаете, что самое ценное? Когда закрывается занавес, люди не бегут в гардероб, они продолжают аплодировать. И ты аплодируешь им!
Между прочим, гениальную фразу про кусочек сердца Соломину сказала его педагог Вера Пашенная. Её, в свою очередь, так напутствовал Ленский. Ленского — Щепкин… Вот такая связь поколений. Мы же как спортсмены. Не оставишь — не будет результата.
ОТ «ДНЕПРА» ДО «ЛОКОМОТИВА»
— Кстати, о спорте. Вы, насколько я знаю, на протяжении многих лет защищали футбольные ворота родного театра. А ещё вы заядлый болельщик…
— Да, у нас были настоящие битвы! Играли и с «Ленкомом», и с «Сатириконом», и с Квартетом И, и МХАТом имени Чехова… Мы часто побеждали. Но случались и трагедии — проигрыши в дополнительное время, по пенальти. Есть что вспомнить.
Что же касается большого футбола. В детстве я болел за днепропетровский «Днепр». Всё началось в 1983 году, когда днепропетровцы в решающем матче за золотые медали чемпионата СССР обыграли московский «Спартак» — 4:2. До сих пор перед глазами голы Олега Тарана! Какой «Днепр» был крепкий клуб, чудная играющая команда — Краковский, Литовченко. Коля Кудрицкий, Чередник, Лютый, Багмут, Антон Шох…
Когда распался Союз, я начал болеть за ЦСКА (папа-то у меня военный). А потом в наш театр пришёл Валерий Саныч Баринов, познакомил меня с Юрием Павловичем Сёминым, и я стал импонировать «Локомотиву». Ну а сейчас ещё и за «Зенитом» слежу. Молодцы ребята, недавно вновь чемпионами страны стали!
— И последний вопрос: в вашей семье растут два сына-близнеца. Каково их отношения к театру?
— С театром они, считайте, уже на «ты», несмотря на то, что мальчишкам всего по шесть лет. Но разве могло быть иначе? Ведь у Паши и Леши родители — артисты (супруга Виктора Низового тоже служит в Малом театре и вместе с мужем преподает. — Прим. авт.).
Так что сыновья — дети театра. Они уже ходили на «Сказку о царе Салтане», «Буратино», «Снежную королеву», «Золушку»… Когда мы с женой играем — они за кулисами. Впрочем, они растут разносторонними личностями. Мы уже ходили вместе на футбольные и хоккейные матчи.
Вообще, считаю себя счастливым человеком. У меня живы родители, растут два сыночка, любимая жена, друзья, ученики. И Малый театр.
Беседовал
Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.
Источник — ТоЗ
НА РАССЫЛКУ ТЕАТРА.