Вернуть Амур России: граф Муравьёв появился на хабаровской сцене
В краевом театре драмы поставили небывалый по своим масштабам исторический спектакль
В дальневосточной столице состоялся предпремьерный показ принципиально нового для хабаровчан спектакля. На сцену краевого театра драмы вышел сам граф Муравьёв — человек, благодаря которому на берегах Амура появились первые поселения русских. Биографическая история заиграла новыми красками благодаря современным решениям, которые применил приглашённый московский режиссёр Александр Калмыков, сообщает РИА «Восток-Медиа».
Генерал-губернатор Восточной Сибири предстаёт перед зрителями совершенно разным: безмерно влюблённым в свою будущую жену Екатерину молодым человеком, перечащим привычному ходу дел чиновником с жёстким характером, но добрым сердцем, великим первопроходцем и блестящим дипломатом. Граф Муравьёв-Амурский и не мог быть другим, ведь речь шла о захвате и присоединении спорной территории в условиях назревающей войны за другие земли, о полемике с властью, которая не желала портить отношения с Китаем, о походах по неизведанным краям в условиях небывалого холода.
«С одной стороны, это должен быть спектакль о конкретной исторической личности, он должен иметь просветительское значение в определённой степени, раскрывать, наконец, то реальное значение, которое имеет этот человек в истории. С другой стороны, должно было быть очень интересно современному зрителю. И мы пошли по пути «Юноны и Авось»: мы создали проект, который имеет современную драматургию в основе, поднимает проблемы современности не меньше, чем проблемы XIX века. В то же время мы пытаемся максимально донести историческую значимость этого персонажа», — поделился с корреспондентом РИА «Восток-Медиа — Хабаровск» белорусский драматург, автор пьесы «Муравьёв. Граф Амурский» Андрей Курейчик.
Несмотря на то, что сценарий спектакля — произведение, в первую очередь, историческое, современных черт в нём намного больше, чем может показаться на первый взгляд. Любящий всё новое зритель оценит сюрреалистичность некоторых сцен, которые передают атмосферу, царящую в правительственных кругах, использованный в танцевальных сценах контемп, смелые музыкальные решения. Поклонников исторических произведений привлечёт реальная основа сюжета, передача основных черт характера главных персонажей и их речевые особенности, которые отразил сценарист.
«Купеческий язык XIX века — я специально читал словари — он очень современный, и мы сами не понимаем, что употребляем словечки, которые употребляли в XIX веке купцы и, скажем так, простые жители, не аристократы», — добавил Алексей Курейчик.
Отдельного внимания заслуживает любовная история Николая и Екатерины Муравьёвых. Её канву удалось восстановить благодаря сохранившимся письмам супружеской пары, а также Геннадия Невельского своей жене. Многие факты задокументировал Михаил Волконский, который благодаря назначению Муравьёва поступил на службу в главное управление Восточно-Сибирского края коллежским асессором. Супруга сопровождала графа Муравьёва в походах, несмотря на совершенно не женские условия, и старалась поддерживать его во всём.
Получившееся очень насыщенным историческое содержание украшают современные световые и музыкальные решения. В Хабаровском краевом театре драмы появилось новое оборудование, и благодаря свету удалось расставить необходимые акценты. Эту же роль выполняет музыка, для написания которой привлекли белорусского композитора.
«Моя задача — создать ауру, атмосферу этого спектакля. Учитывая то что спектакль, с одной стороны, исторический, с другой — в каких-то моментах сюрреалистичный, музыка должна была очень тонко передать все эти черты постановки, драму и местами трагедию происходящего на сцене. И в то же время она не должна была быть архаичной, она должна была быть понятной и интересной современному зрителю — естественно, со скидкой на то, что это XIX век», — рассказал композитор Дмитрий Фрига.
Как писало РИА «Восток-Медиа — Хабаровск», режиссёр постановки Александр Калмыков задействовал многих актёров театра, дав практически каждому возможность попробовать себя в той или иной роли. Канцлер Российской Империи Карл Нессельроде, который плескался в «презренном болоте государственной службы», мать Михаила Волконского, переехавшая вслед за мужем-декабристом в Сибирь, Геннадий Невельской, поднявший русский флаг над Амуром — все эти персонажи лишь подчёркивают значимость действий графа Муравьёва, забытого современниками, но не потомками.
Премьера спектакля состоится с 17 по 19 ноября в Хабаровском краевом театре драмы.
НА РАССЫЛКУ ТЕАТРА.