СПЕКТАКЛЬ УЖАСОВ ЗАКАЗЫВАЛИ?
Сегодня свой 74-й сезон Хабаровский краевой театр драмы открывает спектаклем «Залив счастья. Геннадий Невельской». Эта музыкально-историческая драма посвящается 81-й годовщине со дня образования нашего края. А 12 и 13 октября зрителей ждет премьера. Да какая?! Настоящий «ужастик» — триллер «Портрет страха». Такого жанра в хабаровских театрах ранее еще не было.
Над этой постановкой работал Максим Кальсин — режиссер с любопытной судьбой. Он окончил исторический факультет МГУ, учился во ВГИКе в мастерской Карена Шахназарова, в лихие 1990-е открыл несколько книжных магазинов, а потом окончил Школу-студию МХАТ им. Чехова и с тех пор ставит спектакли в России и даже за рубежом.
Кстати, в Хабаровске Максим Георгиевич не впервые. В 2010 году на сцене театра драмы он поставил комедию «Примадонны». На этот же раз Кальсин у нас вообще трудился, что называется, в поте лица. Ведь параллельно с «Портретом страха» шли репетиции комедии «Тест Тюринга», премьера которой намечена на ноябрь.
- Максим Георгиевич, вы не были в Хабаровске девять лет. Наверное, за это время наш город изменился?
- Если и изменился, то только в лучшую сторону. Поверьте: это не дежурный комплимент. Мне есть с чем сравнивать. По роду своей деятельности я работал в 15 российских театрах — от Санкт-Петербурга до Камчатки. Так вот, Хабаровск мне понравился еще в первый мой приезд — это поразительно красивый, ухоженный город. В свободное время с удовольствием гулял по центру. Также впечатляют Амур, центральная набережная…
- Приятно слышать. Теперь поговорим о наших актерах. Как вам с ними работалось?
- Очень хорошо. К тому же я давно знаю и Витю Асецкого, и Сережу Гвинеева: они играли у меня еще в «Примадоннах». Девочки просто замечательные. Так что, считаю, мы были на одной волне.
Знаете, нам в свое время в Школе-судии МХАТ великий педагог Кама Миронович Гинкас говорил вещь: надо, мол, репетировать весело, имея в виду весь процесс. Это, конечно, не исключает ни тщательности, ни какого профессионального подхода. Но главное — не надо со звериной серьезностью репетировать. Потому что тогда и результат будет зверино-серьезный.
А еще Гинкас говорил нам гениальную вещь, с иронией, конечно, но мне кажется, в этом есть абсолютная истина: «Режиссер — это тот, кто помогает или не мешает играть артисту». И вторая часть этой фразы ничуть не менее важна, чем первая. Это сложно, кстати…
Театр вообще хитрая вещь — это же не кино. Вот смотрите, я выпустил этот спектакль и больше не имею к нему вообще никакого отношения. А для артистов он только начинает жить. И то, сколько спектакль проживет, зависит, конечно, и от моей застройки, профессиональности… Но в большей степени это зависит от артистов, от их отношения к материалу: будут ли они его любить или станут относиться как к обычной работе, или (не дай бог, конечно) вообще начнут этот продукт ненавидеть…
- Давайте перейдем теперь к самим постановкам: «Портрет страха» (название, думается, говорит само за себя) — это что-то новенькое в театральной жизни Хабаровска…
- Я и сам еще никогда не работал в таком стиле. Скажу больше: до этого, думаю, «ужастики» в российских театрах вообще никто не ставил. Одно дело — классический детектив (типа Агаты Кристи) или иронический и совсем другое — триллер. Это довольно редкий для театра жанр и сложный в техническом плане. Как обеспечить тот самый эффект страха, неожиданности, который получают в кино? Только постановочными средствами: свет, звук, эффекты… Начинать сложно, но тем и интереснее.
А сюжет такой: съемочная группа «Кресент ТВ» приезжает в старинный замок Ренфилд-Хаус, родовое гнездо Камберстоунов с тем, чтобы документально зафиксировать присутствие в заброшенном зале старинной постройки леденящего душу призрака, снять об этом сногсшибательное шоу и побить все телевизионные рейтинги. Но что-то пошло не так…
Хочу, чтобы действо на сцене по-настоящему завлекло зрителей. Чтобы люди в антракте строили свои загадки: ну кто, мол, там главный злодей? Это было бы здорово. При этом надеюсь, что в обморок в зале никто не упадет (улыбается).
- Вижу, что переводчиком этой пьесы Тейлора является наш старый знакомый Виктор Вебер. В прошлом году на сцене хабаровской драмы уже ставился детектив «Замок Рейвенскрофт» по переводу Вебера, позже были «Знойные мамочки»…
- «Замок Рейвенскрофт» — это больше, наверное, интеллектуальная комедия или даже ироничный детектив. Так что «Портрет страха» — это совсем другая история. Что же касается Виктора Вебера… Он мне высылает столько пьес, что я порой читать их не успеваю. Зато Виктор переводить успевает. Такой работоспособности можно только позавидовать…
- Судя по всему, вы тоже держите себя в тонусе. Иначе бы не поставили в Хабаровске за короткий срок сразу два спектакля. Кстати, о чем ваша вторая постановка?
- «Тест Тьюринга» — это спектакль, который зритель сможет увидеть на малой сцене (премьера назначена на 29 ноября). Как любая комедия — она смешная, но одновременно, считаю, сделана со вкусом, интеллигентно. Самое интересное, что автор пьесы российский — Игорь Якимов. А вот стилизация под Британию. Причем многие зрители думают, что написал ее иностранец. Так что драматург молодец!
- Максим Георгиевич, давайте теперь немного коснемся вашей биографии. Режиссером вы стали довольно поздно — в 33 года. А до этого чем только не занимались, в том числе и бизнесом в лихие 1990-е. Согласитесь, для режиссера эта деталь биографии не совсем обычная?
- Для начала я окончил исторический факультет МГУ. В это время привычная жизнь кончилась и начался капитализм. Да, я занимался книжной торговлей, и в какой-то момент в Москве у меня было пять магазинов. Но в 1998 году случился дефолт, я потерял все деньги, и к этому времени уже пришел к тому, что мне судьбу надо менять.
- И в один прекрасный момент вы пошли учиться к Карену Шахназарову…
- Да, когда с книжной торговлей все стало затихать, я решил пойти учиться во ВГИК и поступил в мастерскую к Карену Шахназарову. Проучился у него три года и пошел учиться театру. Поступил к Каме Гинкасу в Школу-студию МХАТ.
- А почему с кино «роман» не сложился?
- Понял, что это не мое. Когда учился в ГИКе, один наш преподаватель сказал гениальную фразу: «Ребята, знаете, кто из вас останется в профессии? Тот, кто получает от этого больше кайфа». И это чистая правда. А вот театр — это мое.
Действительно, в режиссуру я пришел поздно: свой первый профессиональный спектакль поставил в 33 года. Но, видно, так господу богу было угодно. Первые лет десять я был свободным художником, ездил по городам, жил, по сути, в гостиницах. А потом осел в Магнитогорске, где являюсь художественным руководителем драматического театра им. А. С. Пушкина. Когда появляется время, ставлю спектакли и в других городах, как вот сейчас в Хабаровске. Если все сложится хорошо, надеюсь еще приехать в ваш гостеприимный город.
Беседовал Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.
Фото Ольги ПОЛОННИКОВОЙ.
Источник — ТОЗ
НА РАССЫЛКУ ТЕАТРА.