Спектакль, дарящий надежду
В Хабаровском театре драмы и комедии премьера мелодрамы по пьесе Юрия Полякова «Как Боги»
Шел на премьерный показ спектакля и иронизировал над собой : «Старость подкрадывается незаметно и прикидывается обычно мелодрамой». И незаметно стал размышлять о том, что обидно, когда тебя списывают, со счетов, как цирковую лошадь. У нас ведь как в художественной гимнастике – чем моложе, тем лучше. Скоро груднички буду ленточки крутить и художественно по бревну ползать. «Сбитый летчик? Вот и не дергайся! А то полет в небытие будет ненормальным»
Это где-то там , в Европах, каждый член общества ценен. Еще в 2000-м году альбомы звездных старперов лидировали в британских чартах: Том Джонса занимал первую строчку, а Энгельберта Хампердинка –пятую. Тогда начали говорить , что старшее поколение не стоит хоронить раньше времени, а неухоженная старуха в платочке на завалинке – отрыжка милитаризма.
Прошло почти двадцать лет, и что-то поменялось? Почти ничего. Алла Пугачева, теперь кажущаяся молодящейся вечностью, стандартно вызывает ненависть, при чем, кажется, что сегодня ненавидят ее несколькими поколениями в отдельно взятой семье. Дай волю, старушечьи платочки законодательно бы закрепили, как спецодежду для представительниц непионерского возраста.
Так что нужно готовить смертное – новые трусы, носки, пиджак –рубашку подкупить, да подыскать личную дорогу на Нараяму. Что за Нараяма такая? Был такой обычай а одной Японской деревушке. Когда старику или старухе исполнялось 70 лет, чтобы больше не кормить бесполезный рот, старший сын должен был на своих плечах отнести пожилого человека на вершину горы Нараяма умирать от голода и жажды. В свете пенсионной реформы вполне жизненный обычай.
Галатей и Пигмалиониха
….. Российский взгляд на древнегреческий миф о Галатее воплотился в строчках одной из песен Алены Апиной: « Я его слепила из того, что было, а потом что было, то и полюбила». Страдающая баба, которая от женской нереализованности после того, как коня на скаку остановит и заглянет в горящую баню, обязательно должна себе кого-нибудь сваять. А иначе, какой приплод на Руси? Заметьте, что это в разных Грециях да Лондонах мужики прекрасных ледей ваяют да вдувают душу. У нас же каждая баба в душе Пигамлион, только дай волю.
Вот и подошли к поляковской пьесе «Как боги». Дипломат в отставке Гаврюшин вечно пьяненький. Индекс маскулинности такой фамилии равен нулю. Обычно так называли паровозики в советских мультиках. Совершенно логично, что зарабатывает в этой семье его жена на уроках облагораживания российских нуворишей. Совершенно не фантастическая ситуация. В конце 90-х, после того, как отдельные представители накошмарили себе бизнес, столкнулись с тем, что зарубежные потенциальные партнеры не хотели с ними вести дела, потому что боялись краснорожих постаревших гопников с заплышими от пивасика глазенками. Вот и пошли они в салоны красоты морды в человеческий вид приводить да искать педагогов-речевиков и тех, кто смог бы обучить манерам.
Так же в этой пьесе столичная престарелая фифа –жена дипломата в отставке стала обучать дикого молодого мужичка из Сибири манерам…. Понятно что закончилось все это обучение романом и беременностью этой самой фифы…
О спектакле
Пожалуй, само понятие «мелодрама» сначала вызывало некий скепсис… Но благодаря и актерскому ансамблю, и довольно точным, небанальным мизансценам, действо увлекло, а чтение китайских стихов экс-дипломатом Гаврюшиным ( Заслуженный артист Российской Федерации Евгений Путивец) было прекрасным.
Стоит отметить дуэт Веры Николаевны Гаврюшиной ( арт. Людмила Романенко) и Артема ( арт.Сергей Краснов). Довольно пикантная ситуация, пугачевская если хотите, где партнерша гораздо старше партнера, не выглядит пошлой, грязной. Любовь бывает разная, и кого полюбишь, загадывать нельзя. Бабье лето Веры Николаевны пусть и жаркое, но решено к чести и актеров и режиссера и тонко, и волнительно. Почти подростковая либидозность Сергея Краснова, способность врываться в интимную зону, подчеркивала редкий природный женский талант Людмилы Романенко, тот который американцы называют sex appeal.
Сама пьеса, насыщена точными и довольно едкими репликами, готовыми стать афоризмами. Конечно, фактуре пьесы тесно в рамках мелодрамы. Здесь модно найти лирическую комедии, и театр абсурда, и ту социальность, которая делает постановку понятной любому зрителю- и кризис т.н. традиционной советской семьи, и цинизим, преступность российского взгляда на капитализм.
«Да, я люблю деньги. Деньги не изменят, как жена. Не предадут, как друг. Не обворуют, как подлый партнёр. Не бросят в старости, как неблагодарные дети. Что такое деньги? Это твои ум, труд, упорство, превращённые в волшебные цифры, исполняющие все желания. Безоткатно!» — говорит один из героев пьесы, окультуренный бизнесмен.
«Да вы поэт!» — иронически восклицает, выслушав это, Вера Николаевна.
Принимавший у себя дома этого «окультуренного бизнесмена» экс-дипломат и переводчик китайских поэтов Гаврюшин, безусловно, прав был в своем выводе о нечистоплотности его бизнеса: богатство в нынешней России — как дизентерия: «Болезнь грязных рук». Болезнь эта смертельно опасна для окружающих. И даже, может статься, для всей страны.
Режиссер
Спектакль «Как боги» поставил Владимир Паршев, актер Хабаровского театра драмы и комедии, ученик легендарного Андрея Гончарова.
— Я очень люблю и почитаю Юрия Полякова еще со времен «ЧП районного масштаба», люблю его стихи, его прозу, пьесы. И если он пишет, не стыдясь: «Мелодрама!», я решил принципиально следовать авторской ремарке. Что такое мелодрама? Это возвышенная эмоциональная романтичность, даже сентиментальность. Что из этого получилось, другое дело. В этой пьесе меня тронуло…есть такое понятие «странности любви»… Любовь, которой можно отомстить…. Любовь-предательство, любовь-привычка, безответная любовь, а есть и просто нелюбовь..
— Мне кажется, что получился спектакль, дарящий надежду… именно старшему поколению. О чем мечтается?
-Мне в следующем году исполнится 80 лет. Может ли человек в 80 лет о чем-то активно мечтать?
Владимир Паршев – прекрасный актер, в очень хорошей форме – и профессиональной и физической. В своем спектакле «Как боги» он сыграл одну из ролей…
— Вы в такой форме, что вам сам Бог велел мечтать!
-Мечтаю поставить классику, пьесу Островского «Таланты и поклонники»,- не сразу ответил Владимир Паршев.
Мы долго потом говорили о традициях, консерватизме и новаторстве, даже спорили, но сошлись на том, что главное, чтобы театр был не скучным…
Юрий Вязанкин
Источник — Яндекс Дзен
НА РАССЫЛКУ ТЕАТРА.