Противодействие коррупции
Уважаемые зрители!

Хабаровский краевой театр драмы предлагает воспользоваться услугой «Подарочный сертификат». Это отличное решение вечного вопроса «Что подарить»? Подарите близкому человеку радость посещения театра, сохранив при этом возможность выбора спектакля, даты, времени по его усмотрению.

Подарочный сертификат — своеобразный «билет с открытой датой» в мир театра, мечты и праздника! Если Вы не знаете, что подарить своим любимым, близким и родным, то подарочный сертификат «Вечер в театре» станет прекрасным подарком к любому праздничному поводу.

В продаже имеются подарочные сертификаты «ВЕЧЕР В ТЕАТРЕ» номиналом: 500, 1000 и 2000 рублей.

Приобрести подарочные сертификаты вы можете в кассе театра.
Телефон для справок: 30-68-25

Правила приобретения и использования сертификатов.

07 сентября 2024

СЕРГЕЙ ЛЫЧЁВ ХОТЕЛ ИГРАТЬ ДО СТА ЛЕТ

Свой последний сольный концерт народный артист России Сергей Лычёв, который полвека служил в Хабаровском краевом театре драмы, дал в 2019 году по случаю своего 80-летия. Точнее, это был бенефис актёра под названием «Мне рано жить воспоминаньями».

— Готов выходить на сцену ещё как минимум 5-6 лет, а может, и больше, — так, помнится, говорил Сергей Николаевич автору этих строк в преддверии юбилея. — А почему бы и нет: вон легендарный Владимир Зельдин еще в 101 год играл. Чем не пример для подражания?!

Увы, судьба отмерила Лычёву 81 год. 30 августа народному артисту исполнилось бы 85 лет. Но человек, как известно, жив, пока о нём помнят.

— Мне посчастливилось выходить на сцену с настоящими профессионалами, фанатиками своего дела, — говорил мне как-то Сергей Николаевич. — Они любили театр, искусство, были голодные до работы. Деньги, блага для них оказывались вторичными. Я, кстати, тоже из такой когорты. Сам готов был платить деньги, лишь бы только получить роль. Так мы сильно хотели играть!

…Автор этих строк в своё время тесно общался с Сергеем Лычёвым. Помнится, в преддверии 70-летия театра драмы я запланировал серию материалов об ушедших актёрах. «Обратитесь к Лычёву, он вам про всех расскажет», — предложила руководитель литературно-драматургической части театра драмы Галина Родэз.
Сергей Николаевич действительно все рассказал, да ещё и с разными подробностями. И о легендарном Мирославе Кацеле, с которым долгие годы делил одну грим-уборную, и об очаровательной Елене Паевской, и о её муже, замечательном драматурге Валерии Шаврине. А ещё об Александре Михайлове, Алексее Егорове, Анатолии Шутове, Валерии Погоржельском и многих других своих коллегах.

Кстати, именно Лычёв меня познакомил с Сергеем Алексеевичем Бородиным — первым модельером-закройщиком театра, которого уважительно называл «дядей Серёжей».

«ЭХ, БРАТЦЫ, ДАТЬ БЫ ВАМ В РУКИ ЛОПАТУ…»

Наверное, не все знают, что свою трудовую деятельность будущий народный артист начинал в… шахте.

— Моё детство прошло в шахтёрском городе Осинники под Новокузнецком, — вспоминал Сергей Лычёв в одном из наши разговоров. — Я — ребёнок войны и хорошо помню те грозовые годы. Как приносили похоронки, как народ плакал… Многие мои родные и близкие ушли на фронт. Мало кто вернулся живым.

Когда Сергей только успел окончить школу, в семье Лычёвых случила беда: парализовало отца — главного кормильца. Что делать? И тогда парень пошёл в шахту и почти два года, пока здоровье папы не пошло на поправку, там работал и фактически тащил на своих плечах семью.

— Что такое шахта? Это добровольная каторга, — говорил Сергей Николаевич. — На моих глазах люди вкалывали за большие деньги. Стимулы, конечно, были: тогда шахтёр на свою месячную зарплату мог купить автомобиль «Москвич», а за два месяца — «Победу». Однако какой это был тяжкий труд! После смены у меня едва сил помыться хватало. Вот такую школу жизни я прошёл и рано понял, почём копеечка.

Когда спустя годы в театре он слышал разговоры от коллег, что какая, мол, у нас сложная профессия — мы ночами не спим, переживаем, с ума сходим, Лычёв им говорил: «Эх, братцы, дать бы вам в руки лопату, и под землю, в шахту. Вот тогда бы я на вас посмотрел…»

ОТ НАРОДНОГО ТЕАТРА ДО ДРАМЫ

К литературе, а заодно и к театру его приобщила ещё школьный учитель Нина Абрамовна Белова. Именно благодаря ей Лычёв полюбил творчество Есенина. Потом выступал со стихами не только в школе, но и на эстраде. Позже попал в народный театр, где окончательно понял, что это его призвание.

Но образования-то не было. Проработав год уже в профессиональном драматическом театре у себя на родине, Сергей Николаевич рванул на Дальний Восток. Прослышал, что в Хабаровске открывается театральное отделение, при этом можно одновременно работать в театре и учиться. Шёл 1962 год.

— Я учился у Никитина, — вспоминал Лычёв. — Это был замечательный педагог, режиссёр московской школы. Параллельно стал играть в хабаровском ТЮЗе, отдал этому театру в итоге девять лет.

А вот с учёбой не сложилось: через полтора года курс расформировали. Но он не унывал и вскоре поступил в Государственный институт театрального искусства им. Луначарского (ГИТИС). Там как раз набирали спецкурс из артистов, которые уже играли в театре, но не имели образования. К слову, Лычёв окончил ГИТИС с красным дипломом.

Учиться любил. Две сессии в год — по два месяца. Днём — занятия, а вечерами он пропадал в театрах. Еще застал таких мастеров, как Яншин, Грибов…

После окончания ГИТИСа, в 1971 году Лычёв и попал в труппу хабаровской драмы. Полвека в одном театре — это же целая эпоха!

— Драма приняла меня, что называется, с руками и ногами: я ведь поющий актер, и с речью всё нормально, — вспоминал Сергей Николаевич. — Сколько сыграл ролей? Наверное, больше ста. Играл и героев-любовников, и характерные роли.

Впрочем, Лычев многим запомнился не только как гениальный актёр, который даже из эпизодической роли мог сделать «конфетку». На протяжении многих лет он занимался концертно-просветительской деятельностью, выступая с сольными программами. Брал гитару — и в народ.

Шутка ли, за 50 лет работы Сергей Николаевич дал более 300 шефских концертов. Его выступления в институтах, школах, трудовых коллективах с музыкально-поэтическими программами пользовались большим успехом. Желанным гостем артист был и в воинских частях.

ЕЛЬЦИН, ЧЕРНОМЫРДИН И ЧЁРНЫЙ

Кстати, за свою шефскую работу Сергей Николаевич был награждён медалями. В общей сложности до двадцати набралось. Есть среди них, конечно, и профессиональные. Например, «За распространение лучших образцов русской и советской литературы» к 100-летию Михаила Шолохова. Имеются и награды, связанные с БАМом. Но большинство медалей именно от военных организаций. Есть даже персональная грамота за подписью маршала Советского Союза Дмитрия Устинова.

Однажды Бориса Ельцина так растрогала песня «Ты жива ещё, моя старушка» в исполнении Сергея Лычёва, что он потом артисту часы «Полёт» подарил. Вообще, когда в Хабаровск приезжали правительственные делегации, Сергея Николаевича нередко приглашали спеть во время протокольного ужина. На одном из них он познакомился с Виктором Черномырдиным.

— Сейчас нередко можно услышать от критиков, работавших при СССР: советская власть, мол, замучила своей идеологией. А вы как считаете? – поинтересовался я как-то у Лычёва.

— В корне не согласен с таким мнением. Да, мы играли производственные пьесы, но потом они уходили на всесоюзные конкурсы, потому что были интересными. При этом многие из них были на грани антисоветчины. Как-то мы поставили спектакль «Трибунал». Первый секретарь крайкома партии Алексей Клементьевич Чёрный дал «добро». Приезжаем с «Трибуналом» во Владивосток, а нам запрещают играть и даже на местное телевидение артистов не пускают. Вот такие были партийные руководители: кто-то нормально относился к постановкам, пусть даже и критическим, а кто-то ставил палки в колёса.
Хабаровску же в этом плане повезло. Чёрный вместе с женой приходил на все премьеры театра и приводил весь свой секретариат. Замечал, что окружение первого секретаря не столько на сцену смотрело, сколько на своего лидера. Однажды Алексей Найденов поставил пьесу «Баня» по Маяковскому. Спектакль получился по тем временам довольно зубастым, разоблачающим карьеризм.

Главного героя Победоносикова играл Валерий Шаврин, разгуливавший по сцене в красной гимнастёрке и галифе. Чёрный со свитой, разумеется, в зале. Режиссер волнуется. После спектакля директор знакомит партийных боссов с Найденовым (а тот аж побелел весь). «Молодец! — говорит Алексей Клементьевич. — Здорово ты нашего брата поддел. А тот, которого Шаврин играл, это как раз вот он» (и показывает на одного из своих подчинённых). Все вокруг засмеялись.

Вообще, Чёрный был крутой мужик (если ему что-то не понравилось — пиши пропало), но справедливый. И старался быть рядом с народом. Помню, мне звонят накануне 8 Марта из крайкома: надо в Международный женский день поздравить доярок. И вот мы: Алексей Клементьевич, третий секретарь по сельскому хозяйству и я – едем в Гаровку. Коровы мычат, молоком пахнет. После дойки Чёрный в красном уголке вручает дояркам грамоты, а я потом под гитару пою им романсы.

…Удивительным рассказчиком был Сергей Николаевич: Лычёва можно было слушать часами. Как же сейчас нам его не хватает. Конечно, народного артиста подкосила смерть любимой супруги Нины Ивановны, с которой он прожил 57 лет.

— Моя Нина — хормейстер-вокалист, в своё время окончила Горьковскую консерваторию, — рассказывал как-то Сергей Николаевич. — Супруга меня здорово подтянула в плане вокала.

После её ухода стал угасать и сам Лычёв. Хотя и продолжал выходить на сцену. Только театр мог отвлечь артиста от печальных мыслей. Он хотел играть, мечтал о новых ролях. Но силы покидали Сергея
Николаевича. Без своей Нины Ивановны он прожил всего-то полгода…

Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.

Источник: ТоЗ

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Наверх