РЕНАТА ХАЗИАХМЕТОВА: «ХОЧЕТСЯ ЖИТЬ, ТВОРИТЬ, ЛЮБИТЬ…»
Актриса Хабаровского краевого театра драмы Рената Хазиахметова очень любит март. Еще бы: ведь в этом месяце у нее сплошные праздники. 6 марта она отметила день рождения, который плавно перетек в Международный женский день. Затем день рождения родного театра, наконец, 27 марта — Международный день театра.
— Знаете, с днем рождения меня поздравляют два дня, — говорит Рената. — Страна-то большая, пояса разные… А тут уже и 8 марта. Красота!
Кстати, в следующем году у актрисы маленький юбилей — 10 лет назад она впервые оказалась на сцене хабаровской драмы, и засосало… А всему «виной» режиссер Владимир Оренов, который позвонил и сказал: «Рената, ты просто не представляешь, что такое дальневосточная осень».
— И эта фраза тогда и сыграла решающую роль, — улыбается Рената. — Ведь послушайте, как звучит (актриса делает соответствующую интонацию в голосе. — Прим. авт.): «Дальневосточная осень». Она окутывает, согревает. Надо ехать. Не знаю, где это. Но срочно надо!
Волейбол, сольфеджио, сцена…
— К Хабаровску мы еще непременно вернемся, а пока давайте поговорим о том, как Рената Хазиахметова вообще стала актрисой. Вы же, насколько знаю, в детстве жили на Урале?
— Ой, Урал мы объехали, как говорится, вдоль и поперек. Представляете, я успела сменить целых 13 (!) школ. Я ведь родилась в семье военных. У меня и папа был военным (уволился в запас в звании полковника), и мама, и мой младший брат пошел по им стопам. В общем, помотались мы по гарнизонам основательно. А вообще, родилась я в… Германии. Но когда мне было три года, папу перевели на Урал.
У нас хорошая семья, меня всегда всячески поддерживали, не давили и не говорили никогда: иди, мол, в нормальную профессию. Дом всегда был — полная чаша. А насчет того, почему я пошла в актрисы… Вообще-то, до класса девятого я хотела стать… ветеринаром, усиленно учила химию. Но потом поняла, что меня тянет в другую сторону.
Вообще, росла разносторонней девушкой: занималась волейболом, училась в музыкальной школе. Помню, однажды пришла на занятие по сольфеджио с перебинтованными пальцами: у меня после волейбола выбиты суставы. А мне хоть бы хны. Села за пианино и начала что-то играть. Не понимала, почему все вокруг смеются. Это, по сути, и был мой первый сценический номер.
Короче, захотела я стать артисткой и поступила в Челябинскую государственную академию культуры и искусств. Причем с первого тура взяли сразу на третий. А конкурс, между тем, серьезный — 13 человек на место. У меня тогда были огромные рыжие волосы, на первом курсе еще и брекеты поставили. Девчонки так смотрели на меня с подозрением: думали, что я чья-то знакомая. Кстати, на вступительных экзаменах я читала басню Сергея Михалкова «Лев и ярлык». Наверное, образ этой огромной рыжей женщины и покорили членов жюри (смеется).
Еще будучи студенткой третьего курса, меня взяли в театр. Так получилось, что сразу несколько девушек ушли в декрет и нужны были способные, уже что-то понимающие, но еще не обнаглевшие артистки. И меня взяли. И сразу закипела работа, да такая, что за месяц на 10 килограммов похудела! Сплошные репетиции, спектакли… Это был такой супертренинг — ведь людей нельзя было подвести. Я вообще очень ответственная: умру но сделаю…
А потом приехал новый режиссер Владимир Борисович Оренов, судьба с которым меня позже и сведет в Хабаровске. Я ему приглянулась. Потом приехали его ребята. Тогда я и с будущим (правда, сейчас уже с бывшим) мужем Сережей Буковым познакомилась.
Два метра красоты
— В Челябинске вы успели поработать в академическом театре драмы и ТЮЗе, а потом вдруг оказались в Воронежской филармонии… Искали себя?
— Искала. Знаете, ведь еще в Москве пыталась засветиться. Мечтала, наверное, что на вокзале меня с плакатами «Рената Хазиахметова» будут встречать Галина Волчек, Марк Захаров и другие знаменитые режиссеры (смеется). Но получилось немного по-другому, крылья слегка обломали, но не потеряла веру в хорошее.
А в Воронеже я работала в филармонии. Дело в том, что в театре драме мест не оказалось, а в ТЮЗ я уже не хотела. Драма мне всегда была ближе. Ведь когда работала в Челябинском ТЮЗе, было много нюансов. Я высокая, у меня проблемы с партнера. А что такое театр юного зрителя? Там, грубо говоря, нужны девушки — травести, маленькие худенькие, которые сыграют и Буратино, и Элли, и Алису… А я два метра красоты (смеется).
В общем, чтобы не потерять сноровку, пошла в филармонию мастером художественного слова. Знаете, как эта профессия называется? Язык. Я долго не понимала почему язык, я ведь еще и тело в придачу (улыбается). Со мной работали девочки — виолончелистка и софистка. Я писала программы, ездила везде, выиграла гранд. Это была тоже хорошая школа.
— Так мы постепенно и до Хабаровска добрались. Если не ошибаюсь, дебютным спектаклем Ренаты Хазиахметовой на дальневосточной земле стал спектакль «Беда от нежного сердца», где вы сыграли Клавдию Матвеевну Дольскую-Каучукову?
— Когда я приехала в Хабаровск, труппа как раз была на гастролях. И вот мы, трое новеньких, и режиссер Алексей Серов, приехавший ставить «Беду от нежного сердца», потихоньку начали репетировать. Алексей Эдуардович тогда многое мне дал. И сам спектакль, на мой взгляд, получился хороший. Кстати, мы недавно его восстановили.
Об Астрахане и Радзюкевиче
— Ну а потом стали приезжать такие режиссеры, как Дмитрий Астрахан, Эдуард Радзюкевич, и вы были заняты во всех их постановках. Как работалось с мэтрами?
— Астрахан такой обаятельный! И очень грамотно все делал. При этом каждому уделил частичку внимания: поговорил, погладил, поцеловал… Артист ведь как ребенок — ему важно это все это. Спектакль «Леди на день», который поставил у нас Дмитрий Хананович, вообще стал визитной карточкой театра.
Чуть позже Астрахан взялся за «Семейную идиллию». Из-за занятости он некоторые репетиции проводил по… скайпу. Смотрел, что-то корректировал.
С Эдуардом Радзюкевичем работать тоже было интересно. На премьеру его спектакля «Новый год Forewer!» приехала автор пьесы, известная актриса Елена Скороходова и была в восторге. Ей очень понравился мой персонаж — Фрося, которую, как выяснилось, драматург писала с себя. Не скрою, мне было приятно.
А потом в театре настала эра режиссерских лабораторий. Это так классно! Такой адриналин! Кстати, мы со многими режиссерами, что приезжали к нам до сих пор общаемся. И надеемся, что они еще приедут. Несмотря ни на что.
«Не хочу в садик, а хочу в театр!»
— Хотя, что греха таить, из-за всех этих коронавирусов многое изменилось, — вздыхает Рената. — Ведь еще совсем недавно мы то и дело ездили на гастроли, защищали честь театра на внеконкурсной программе «Маски плюс» театрального фестиваля «Золотая маска»… А помните, как весело и задорно проходили акции «Ночь в театре»?! И вдруг резко все оборвалось. А ведь как хочется на сцене жить, творить, любить…
Тем не менее мы сейчас с режиссером Сергеем Листопадовым готовим премьеру спектакля с интригующим названием «Кто убил Джо?». Это будет комедия положений по пьесе К. Манье. Кстати, в России ее ранее никто не ставил. Премьера назначена 29 и 30 апреля.
— Рената, знаю, что в июле 2019 года у вас родилась дочь. А ведь еще за несколько недель до этого вы принимали участие в акции «Ночь театра» и никто не заметил вашего интересного положения…
— Открою секрет: я тогда была обтягивающем комбинезоне, а поверх него еще балдахин. Кстати, всего за три дня до рождения Агнии у актеров нашего театра Сергея Краснова и Юлии Медведевой была свадьба. Так я там проводила выкуп, ела все, что хотела, отплясывала… А на седьмом месяце беременности я в корсете в спектакле «Залив счастья. Геннадий Невельской» танцевала. Вот такая сумасшедшая мать (улыбается).
Между прочим, моя Агния готова в театре, что называется, дневать и ночевать. Дочка говорит: «В садик не хочу, а хочу в театр петь и танцевать!». Вообще, дочка молодец — не боится ничего. Я уже шучу в коллективе: дескать, привела вам молодую Джульетту.
НА РАССЫЛКУ ТЕАТРА.