ПОСЛЕ ТАКИХ СПЕКТАКЛЕЙ ХОЧЕТСЯ ПЕРЕЧИТАТЬ ТОЛСТОГО
«Режиссера на сцену!» — обычно требуют артисты, когда выходят на поклон после премьеры. Но на этот раз никого звать не пришлось, ведь режиссер находился вместе с остальными виновниками торжества и принимал порцию зрительских аплодисментов. Более того, он был главным действующим лицом всего спектакля, державшего зал на протяжении более четырех (!) часов. Да и разве могло быть иначе на мировой премьере?..
«Рыбак на озере тьмы» — так называется постановка, которой Хабаровский краевой театр драмы закрывал свой 76-й сезон. Режиссер спектакля — заслуженный артист РСФСР Никита Ширяев из Москвы. Идею эту Никита Андреевич вынашивал давно.
Ведь это он, узнав о пьесе, написанной американским драматургом Доном Нигро о жизни великого русского писателя, буквально уговорил известного переводчика Виктора Вебера взяться за этот материал.
— Считаю Нигро крупнейшим драматургом современности, — говорит Никита Ширяев. — Он как бы пощечину дает всей нашей сегодняшней российской драматургии, которая, увы, совершенно не соответствует действительности. И вдруг на другом конце земного шара драматург пишет пьесу, как Чехов.
Надо сказать, что подготовка этого масштабного спектакля велась, по сути, год. Конечно, сказался и коронавирус, из-за которого работа временами останавливалась. Но с другой стороны, по мнению режиссера, эти задержки в какой-то мере даже помогли. Ведь настолько получилась глобальная история. И хорошо было от нее временами как бы отстраниться. Так что эти перерывы дали свой положительный эффект.
Ширяев — это глыба
От того, что главного героя сыграл сам режиссер, «Рыбак…», на мой взгляд, только выиграл. Ведь Ширяев — это настоящая глыба!
«Мне нельзя сказать: «Вот это невозможно сделать!» — рассказывал режиссер в одном из интервью. — На это я отвечу: «Хорошо. 26-й прожектор вот сюда, на эту точку, а 34-й пустите вот туда, и падугу прижмите чуть-чуть». Этому научил Гога — Георгий Александрович Товстоногов (в свое время Ширяев работал режиссёром-постановщиком в Ленинградском БДТ им. Горького. — Прим. авт.).
Однако вернемся к постановке. Дон Нигро пьесу посвятил Льву Толстому. Среди действующих лиц в ней — Лев, графиня (его жена Софья Андреевна), дочери — Таня, Маша, Саша, а также Чехов, Тургенев, композитор Танеев… Но у режиссера на этот счет было свое видение — Ширяев решил не давать героям имена, сделав их безымянными: Он, Она, Старшая, Средняя и Младшая дочери, Писатель, Композитор и т. д.
— Да, Дон Нигро написал пьесу о Толстом. Тем не менее смешно было бы идти вместе с драматургом и того, кого он описывает, называть Толстым, — считает Никита Ширяев. — Хотя Дон — энциклопедически образованный человек, он очень много знает, но… Для нас пока Лев Толстой — не Еврипид. У меня всего лишь три «рукопожатия», три поколения до него.
Я по менталитету своему не могу согласиться с некоторыми коллизиями, продолжает режиссер, а уж кто-то другой, который лучше меня знаком с этой историей, наверняка скажет: «Как вы можете, как вам не стыдно?!» И каждый будет утверждать свое. И ведь докажет!
Поэтому я придумал убрать Толстого вообще. Герой постановки — некий большой российский писатель. У такого рода творцов проблемы примерно одинаковые. Среди них — семейные, взаимоотношения с властью и с церковью, с верой и с творчеством. Начиная с Гомера, эти четыре проблемы у всех примерно одинаковы. На последнее место я поставил творчество, потому что это удел не всех. И это главное проклятие и счастье.
И тем не менее Лев Толстой был узнаваем. И по мыслям, и по поступкам. Судя по всему, Дон Нигро, который, по его признанию, прочитал «Войну и мир» еще в четырнадцатилетнем возрасте, досконально изучил Льва Николаевича.
Перед зрителями предстал великий русский писатель со всех сторон — здесь его и личная жизнь, и творческая, и государственная… Все веселые, грустные, кровавые события сплелись в один кусок.
Сновидение длиною в жизнь
«Сновидение последней ночи с прологом и эпилогом» — такой жанр Никита Ширяев установил спектаклю. В круговороте этих снов, больше похожих на картины посмертия, от величия писателя, пожалуй, только досада, потому что, как сказал Максим Горький — русский литературный «буревестник», для жен и лакеев гениев не существует. Пожалуй, это главный конфликт, где жертвами становятся и супруга писателя, и дочки, и сам гений.
Кстати, женские образы были блестяще созданы Ренатой Хазиахметовой, Анной Чеботаревой, Антониной Белан, сыгравшими дочек писателя. Интересно, что одну из дочерей сыграла дочь… Анны Чеботаревой — Кристина.
Образы двух других дочек примерили на себя Анастасия Клепалова и Ярослава Курносова.
Но особо, конечно, следует отметить заслуженную артистку России Светлану Царик, исполнившую роль жены главного героя. Это была по истине сочная, яркая работа. Между тем супругу писателя в молодости сыграла Яна Дзюнковская.
Время от времени в сновидениях главного героя возникали сразу две жены — там и невинная 18-летняя девушка, на которой когда-то женился писатель, и уже дама в летах. Они часто ссорятся, и тем не менее было видно, что это настоящая любовь. Любовь до гроба.
Неслучайно же писатель сказал супруге перед их первой брачной ночи: «Я никогда не буду испытывать к тебе ненависти. Я всегда буду тебя любить. Всегда, до самой смерти, и потом тоже. Ты всегда будешь моей женой, и я всегда буду тебя любить, и никто никогда не займет твое место».
К слову, в музыкальном оформлении спектакля были использованы произведения Бетховена, Шостаковича и Танеева. А еще звучали песни «Под дождем», «Колыбельная» и «Кан-кан» на стихи и музыки самого Ширяева в исполнении автора.
Вот она — сила искусства!
— Готовьтесь провести у нас весь вечер, — предупредила корреспондента «Тихоокеанской звезды» перед премьерой руководитель драматической части, зав. труппой театра драмы Галина Родэз.
В итоге «Рыбак на озере тьмы» (спектакль состоял из трех действий) закончился за полчаса до полуночи. Многовато-то, конечно. Но поверьте, игра стоила свеч.
Правда, нашлись зрители, которые не могли досидеть до конца представления.
Возможно, кто-то из них надеялся увидеть комедию, что-то вроде «Моих отчаянных теток» или «Люкса для иностранцев», или купился на громкую вывеску «Мировая премьера», но не оценил свои силы.
Но театр драмы — это не только, как говорится, хиханьки да хаханьки. Здесь нужны и серьезные вещи. Такие, которые заставляют задуматься, берут за душу. Чтобы потом под впечатлениями ходить неделю. Вот это сила настоящего искусства! И Никите Ширяеву вместе с актерами, думается, удалось попасть в точку.
— Спектакль — это торт «Наполеон» практически, — сказал как-то Никита Андреевич. — Там должно быть несколько слоев понимания. Нужно, чтобы он был понятен простому человеку, должен быть четко понятен сюжет.
А сюжет «Рыбака…» был и правда понятен и смотрелся, несмотря ни на что, на одном дыхании. Другое дело, что, возможно, наш хабаровский зритель (как ни крути, но мы все же театральная провинция) еще не готов к таким длинным постановкам. В Москве уже давно многие спектакли длятся по три-четыре часа и даже больше. И никто не ропщет.
В связи с этим мне хотелось бы сделать небольшое отступление и поведать историю художественного руководителя и директора Хабаровского краевого театра драмы Николая Евсеенко:
— Я как-то в Париже был в Гранд-опере, — рассказывал Николай Иванович. — Мне так понравились там взаимоотношения зрителя и театра. А сам зритель какой! Не дай Бог (давали «Дон Жуана») артистам не вытянуть одну маленькую нотку. Сразу дикий скандал!
Ещё что удивило: там пришёл человек в театр и хочет удовольствие получить по полной программе. Наши люди смотрят на часы — пора, пора, скорее, бегом в гардероб — и домой. А там реально публика отдавалась наслаждениям четыре часа, потом еще полчаса хлопали. Это уже был словно отдельный спектакль.
Вдоволь отхлопав, они не пошли по домам, а рассыпались по бульвару и засели в кафе ещё часа на три. Представляете! У людей послевкусие после спектакля возникает — и это очень важно.
Вот к такому театральному послевкусию мы и должны стремиться. И определенные подвижки уже есть. Вот, например, какие комментарии появились на сайте театра драмы после премьеры:
«Отличный спектакль, берет за душу, захотелось освежить в памяти и биографию Толстого и перечитать его произведения».
«Нечто потрясающее! Зацепило и не отпустит, вероятно, долго! Целая ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ! Поклон режиссеру, актерам, балетмейстеру и «птицам» (во время спектакля на сцене то и дело возникали… вороны, в образе артисты театра, разумеется. — Прим. авт.).
«Вернулся в полночь домой со спектакля и до пяти утра читал биографию Толстого. Спасибо вам, люди — режиссер, актёры, писатели, драматурги. Будит пьеса мысль. Зачётно!»
… Вот она — та самая сила искусства, о которой я говорил выше. «Рыбак на озере тьмы» — это настоящий прорыв театрального Хабаровска. Да и не только его. Так что, если вы не побывали на первых двух премьерных показах, рекомендую в новом сезоне обязательно посмотреть это творение.
Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.
Источник — ТоЗ
НА РАССЫЛКУ ТЕАТРА.