Противодействие коррупции
Уважаемые зрители!

Хабаровский краевой театр драмы предлагает воспользоваться услугой «Подарочный сертификат». Это отличное решение вечного вопроса «Что подарить»? Подарите близкому человеку радость посещения театра, сохранив при этом возможность выбора спектакля, даты, времени по его усмотрению.

Подарочный сертификат — своеобразный «билет с открытой датой» в мир театра, мечты и праздника! Если Вы не знаете, что подарить своим любимым, близким и родным, то подарочный сертификат «Вечер в театре» станет прекрасным подарком к любому праздничному поводу.

В продаже имеются подарочные сертификаты «ВЕЧЕР В ТЕАТРЕ» номиналом: 500, 1000 и 2000 рублей.

Приобрести подарочные сертификаты вы можете в кассе театра.
Телефон для справок: 30-68-25

Правила приобретения и использования сертификатов.

07 июля 2022

ПОСЛЕ ТАКИХ СПЕКТАКЛЕЙ ХОЧЕТСЯ ПЕРЕЧИТАТЬ ТОЛСТОГО

«Режиссера на сцену!» — обычно требуют артисты, когда выходят на поклон после премьеры. Но на этот раз никого звать не пришлось, ведь режиссер находился вместе с остальными виновниками торжества и принимал порцию зрительских аплодисментов. Более того, он был главным действующим лицом всего спектакля, державшего зал на протяжении более четырех (!) часов. Да и разве могло быть иначе на мировой премьере?..

«Рыбак на озере тьмы» — так называется постановка, которой Хабаровский краевой театр драмы закрывал свой 76-й сезон. Режиссер спектакля — заслуженный артист РСФСР Никита Ширяев из Москвы. Идею эту Никита Андреевич вынашивал давно.

Ведь это он, узнав о пьесе, написанной американским драматургом Доном Нигро о жизни великого русского писателя, буквально уговорил известного переводчика Виктора Вебера взяться за этот материал.

— Считаю Нигро крупнейшим драматургом современности, — говорит Никита Ширяев. — Он как бы пощечину дает всей нашей сегодняшней российской драматургии, которая, увы, совершенно не соответствует действительности. И вдруг на другом конце земного шара драматург пишет пьесу, как Чехов.

Надо сказать, что подготовка этого масштабного спектакля велась, по сути, год. Конечно, сказался и коронавирус, из-за которого работа временами останавливалась. Но с другой стороны, по мнению режиссера, эти задержки в какой-то мере даже помогли. Ведь настолько получилась глобальная история. И хорошо было от нее временами как бы отстраниться. Так что эти перерывы дали свой положительный эффект.

Ширяев — это глыба

От того, что главного героя сыграл сам режиссер, «Рыбак…», на мой взгляд, только выиграл. Ведь Ширяев — это настоящая глыба!

«Мне нельзя сказать: «Вот это невозможно сделать!» — рассказывал режиссер в одном из интервью. — На это я отвечу: «Хорошо. 26-й прожектор вот сюда, на эту точку, а 34-й пустите вот туда, и падугу прижмите чуть-чуть». Этому научил Гога — Георгий Александрович Товстоногов (в свое время Ширяев работал режиссёром-постановщиком в Ленинградском БДТ им. Горького. — Прим. авт.).

Однако вернемся к постановке. Дон Нигро пьесу посвятил Льву Толстому. Среди действующих лиц в ней — Лев, графиня (его жена Софья Андреевна), дочери — Таня, Маша, Саша, а также Чехов, Тургенев, композитор Танеев… Но у режиссера на этот счет было свое видение — Ширяев решил не давать героям имена, сделав их безымянными: Он, Она, Старшая, Средняя и Младшая дочери, Писатель, Композитор и т. д.

— Да, Дон Нигро написал пьесу о Толстом. Тем не менее смешно было бы идти вместе с драматургом и того, кого он описывает, называть Толстым, — считает Никита Ширяев. — Хотя Дон — энциклопедически образованный человек, он очень много знает, но… Для нас пока Лев Толстой — не Еврипид. У меня всего лишь три «рукопожатия», три поколения до него.

Я по менталитету своему не могу согласиться с некоторыми коллизиями, продолжает режиссер, а уж кто-то другой, который лучше меня знаком с этой историей, наверняка скажет: «Как вы можете, как вам не стыдно?!» И каждый будет утверждать свое. И ведь докажет!

Поэтому я придумал убрать Толстого вообще. Герой постановки — некий большой российский писатель. У такого рода творцов проблемы примерно одинаковые. Среди них — семейные, взаимоотношения с властью и с церковью, с верой и с творчеством. Начиная с Гомера, эти четыре проблемы у всех примерно одинаковы. На последнее место я поставил творчество, потому что это удел не всех. И это главное проклятие и счастье.

И тем не менее Лев Толстой был узнаваем. И по мыслям, и по поступкам. Судя по всему, Дон Нигро, который, по его признанию, прочитал «Войну и мир» еще в четырнадцатилетнем возрасте, досконально изучил Льва Николаевича.

Перед зрителями предстал великий русский писатель со всех сторон — здесь его и личная жизнь, и творческая, и государственная… Все веселые, грустные, кровавые события сплелись в один кусок.

Сновидение длиною в жизнь

«Сновидение последней ночи с прологом и эпилогом» — такой жанр Никита Ширяев установил спектаклю. В круговороте этих снов, больше похожих на картины посмертия, от величия писателя, пожалуй, только досада, потому что, как сказал Максим Горький — русский литературный «буревестник», для жен и лакеев гениев не существует. Пожалуй, это главный конфликт, где жертвами становятся и супруга писателя, и дочки, и сам гений.

Кстати, женские образы были блестяще созданы Ренатой Хазиахметовой, Анной Чеботаревой, Антониной Белан, сыгравшими дочек писателя. Интересно, что одну из дочерей сыграла дочь… Анны Чеботаревой — Кристина.

Образы двух других дочек примерили на себя Анастасия Клепалова и Ярослава Курносова.

Но особо, конечно, следует отметить заслуженную артистку России Светлану Царик, исполнившую роль жены главного героя. Это была по истине сочная, яркая работа. Между тем супругу писателя в молодости сыграла Яна Дзюнковская.

Время от времени в сновидениях главного героя возникали сразу две жены — там и невинная 18-летняя девушка, на которой когда-то женился писатель, и уже дама в летах. Они часто ссорятся, и тем не менее было видно, что это настоящая любовь. Любовь до гроба.

Неслучайно же писатель сказал супруге перед их первой брачной ночи: «Я никогда не буду испытывать к тебе ненависти. Я всегда буду тебя любить. Всегда, до самой смерти, и потом тоже. Ты всегда будешь моей женой, и я всегда буду тебя любить, и никто никогда не займет твое место».

К слову, в музыкальном оформлении спектакля были использованы произведения Бетховена, Шостаковича и Танеева. А еще звучали песни «Под дождем», «Колыбельная» и «Кан-кан» на стихи и музыки самого Ширяева в исполнении автора.

Вот она — сила искусства!

— Готовьтесь провести у нас весь вечер, — предупредила корреспондента «Тихоокеанской звезды» перед премьерой руководитель драматической части, зав. труппой театра драмы Галина Родэз.

В итоге «Рыбак на озере тьмы» (спектакль состоял из трех действий) закончился за полчаса до полуночи. Многовато-то, конечно. Но поверьте, игра стоила свеч.

Правда, нашлись зрители, которые не могли досидеть до конца представления.

Возможно, кто-то из них надеялся увидеть комедию, что-то вроде «Моих отчаянных теток» или «Люкса для иностранцев», или купился на громкую вывеску «Мировая премьера», но не оценил свои силы.

Но театр драмы — это не только, как говорится, хиханьки да хаханьки. Здесь нужны и серьезные вещи. Такие, которые заставляют задуматься, берут за душу. Чтобы потом под впечатлениями ходить неделю. Вот это сила настоящего искусства! И Никите Ширяеву вместе с актерами, думается, удалось попасть в точку.

— Спектакль — это торт «Наполеон» практически, — сказал как-то Никита Андреевич. — Там должно быть несколько слоев понимания. Нужно, чтобы он был понятен простому человеку, должен быть четко понятен сюжет.

А сюжет «Рыбака…» был и правда понятен и смотрелся, несмотря ни на что, на одном дыхании. Другое дело, что, возможно, наш хабаровский зритель (как ни крути, но мы все же театральная провинция) еще не готов к таким длинным постановкам. В Москве уже давно многие спектакли длятся по три-четыре часа и даже больше. И никто не ропщет.

В связи с этим мне хотелось бы сделать небольшое отступление и поведать историю художественного руководителя и директора Хабаровского краевого театра драмы Николая Евсеенко:

— Я как-то в Париже был в Гранд-опере, — рассказывал Николай Иванович. — Мне так понравились там взаимоотношения зрителя и театра. А сам зритель какой! Не дай Бог (давали «Дон Жуана») артистам не вытянуть одну маленькую нотку. Сразу дикий скандал!

Ещё что удивило: там пришёл человек в театр и хочет удовольствие получить по полной программе. Наши люди смотрят на часы — пора, пора, скорее, бегом в гардероб — и домой. А там реально публика отдавалась наслаждениям четыре часа, потом еще полчаса хлопали. Это уже был словно отдельный спектакль.

Вдоволь отхлопав, они не пошли по домам, а рассыпались по бульвару и засели в кафе ещё часа на три. Представляете! У людей послевкусие после спектакля возникает — и это очень важно.

Вот к такому театральному послевкусию мы и должны стремиться. И определенные подвижки уже есть. Вот, например, какие комментарии появились на сайте театра драмы после премьеры:

«Отличный спектакль, берет за душу, захотелось освежить в памяти и биографию Толстого и перечитать его произведения».

«Нечто потрясающее! Зацепило и не отпустит, вероятно, долго! Целая ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ! Поклон режиссеру, актерам, балетмейстеру и «птицам» (во время спектакля на сцене то и дело возникали… вороны, в образе артисты театра, разумеется. — Прим. авт.).

«Вернулся в полночь домой со спектакля и до пяти утра читал биографию Толстого. Спасибо вам, люди — режиссер, актёры, писатели, драматурги. Будит пьеса мысль. Зачётно!»

… Вот она — та самая сила искусства, о которой я говорил выше. «Рыбак на озере тьмы» — это настоящий прорыв театрального Хабаровска. Да и не только его. Так что, если вы не побывали на первых двух премьерных показах, рекомендую в новом сезоне обязательно посмотреть это творение.

Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.

Источник — ТоЗ

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Наверх