ПОСЛЕ СПЕКТАКЛЯ У ЗРИТЕЛЕЙ ДОЛЖНО БЫТЬ ПОСЛЕВКУСИЕ
Заслуженный работник культуры России Николай Евсеенко в свое время работал директором и художественным руководителем Хабаровского краевого театра драмы. Ранее «командовал парадом» в ТЮЗе, музыкальном театре, являлся зам. министра культуры Хабаровского края, председателем правления Хабаровского отделения Союза театральных деятелей РФ, секретарем Российского СТД…
А потом Николай Иванович уехал жить в Сочи. Однако спустя четыре года Евсеенко вновь вернулся в Хабаровск и вновь… стал директором театра драмы.
- Николай Иванович, жили вы в Сочи, грелись себе на солнце — и вдруг такой поворот, что называется, на 180 градусов…
- Начну с того, что я очень благодарен министру культуры Хабаровского края Александру Федосову за приглашение. Я давно знаю Александра Вячеславовича и уважаю за то, что он сделал для культуры края. Поэтому над предложением особо не раздумывал: министр позвал — я приехал. Я много лет отдал театру драмы в Хабаровске, все здесь родное, знакомое. Не хотелось, чтобы на каком-то этапе планка, достаточно высоко поднятая здесь, опускалась.
Не скрою: личные мотивы сыграли не последнюю роль. Откровенно говоря, соскучился я по работе. Да, в Сочи все прекрасно. Но когда ты всю жизнь находился в определенном ритме, то достаточно тяжело потом существовать вне этого. Куда же я без театра?!
И вот я снова окунулся в привычную для себя стихию. В театре меня приняли тепло, чему очень рад. Коллектив ведь, по сути, тот же самый, мне хорошо знакомый. Постараюсь в силу моих скромных возможностей (улыбается) сделать еще что-то для театра и для этих людей.
- Помнится, ваш предшественник Алексей Туркалов (с недавних пор он возглавляет государственный академический театр им. Федора Волкова в Ярославле. - Прим. авт.) серьезно изменил репертуар в сторону экспериментальных спектаклей. Вы таких «революционных» решений принимать не собираетесь?
- Знаете, никогда не топтался на предшественниках и не собираюсь этого делать сейчас. Что же касается спектаклей, которые существовали до прихода Туркалова. «Горе от ума», «Незамужняя женщина» до сих пор в репертуаре. Был еще «Широколобый» — лауреат премии фестиваля «ПостЕфремовское пространство» и другие интересные постановки. Словом, репертуар был разный.
Я сейчас осматриваю то, что сделано, и вижу достаточно серьезную работу. Но вместе с тем есть и легкомысленные вещи.
Вообще, репертуар — вещь спорная. Всегда считал, что должны быть и комедия, и драма, и все остальное. И этот баланс надо держать. Общество человеческое ведь не однородное, а театр должен отвечать на запросы. А запросы эти порой даже в разных городах разные.
Часто сталкивался с тем, что приезжает, скажем, столичный режиссер и говорит: «Это будет нечто!» А потом вдруг зритель это не принимает. Надо чувствовать настроение публики и знать, чего она хочет.
Нельзя скатываться ниже плинтуса, но вместе с тем запросы надо учитывать. Вообще, считаю, с одной стороны, надо идти за зрителем, а с другой — его надо за собой вести и немного подымать. Вот к этому мы и будем стремиться.
До конца сезона я ничего не намерен менять. Все, что запланировано, будет сделано. Кстати, ближайшая премьера — шоу реальных мужчин для широкого потребления «Только для женщин» приурочено к 8 Марта. Над постановкой работает генеральный директор Свердловского академического театра драмы Алексей Бадаев. Что касается следующего сезона, то посмотрим.
- Вы, конечно, обратили внимание, что в театре появились исторические спектакли…
- Скажу больше: эта идея принадлежит мне. Алексей Туркалов просто реализовал её и сделал это достаточно качественно. Приятно, что и зрители это оценили. «Муравьёв. Граф Амурский» и «Залив счастья. Адмирал Невельской» — спектакли, не похожие друг на друга, и, думается, имеют разную художественную ценность. Но что касается патриотической составляющей — ради чего собственно все это затевалось, - то она присутствует и в том, и в другом случае.
Сейчас обсуждается третья часть. Есть предложения. Может быть, замахнемся даже на большее, чем трилогия. Мы, конечно, не музей, чтобы краеведением заниматься, но тем не менее должны в художественной форме просвещать зрителя. Просвещать искусством.
- Недавно в театре драмы во второй раз прошла зимняя режиссерская лаборатория. За неделю приглашенные режиссеры вместе с актерами труппы буквально «родили» четыре эскизных спектакля, а затем представили их зрителям и экспертам. Вам понравилась такая форма?
- И форма понравилась, и содержание. Обязательно будем продолжать работу в этом направлении. Самое главное в таких лабораториях — открытие новых людей. К нам действительно приехали интересные режиссеры с не менее интересным материалом. Приятно, что они быстро нашли контакт с артистами. У последних буквально горели глаза.
Эскизы, которые мы увидели, показались любопытными. Пока не буду приоткрывать занавес, но одну-две постановки, вполне возможно, после доработки мы включим в репертуар театра. И обязательно продолжу сотрудничество с самими режиссерами.
Кстати, именно благодаря прошлогодней зимней лаборатории театр познакомился с питерским режиссером Николаем Русским. Вначале его эскиз «Аппликации» попал в репертуар, а позже Николай поставил у нас «Собачье сердце», с которым мы недавно ездили на гастроли в Южно-Сахалинск.
Если говорить о Булгакове, то известная всем история о том, как знаменитый профессор проводит эксперимент по очеловечению милого пса Шарика, рассказанная в 20-х годах прошлого века, нашла в нашем спектакле совершенно иное отражение. Она как притча — вне времени, вне политического или какого-то иного контекста.
Но главное — дух и смысл остались, и сделано все было очень качественно. Ведь уже был замечательный фильм, другие постановки. К чему повторяться? Режиссер же нашел нестандартное, оригинальное решение.
Приятно, что «Собачье сердце» заметили, и в феврале наш театр поедет с этим спектаклем в Москву, где примет участие во внеконкурсной программе «Маска плюс» театрального фестиваля «Золотая маска — 2019». Уже сам этот факт дорогого стоит. Ведь интересно повариться в этой каше, почувствовать себя, как сейчас говорят, в тренде.
- Николай Иванович, вы в свое время привезли в Хабаровск «Золотую маску» с музыкальным театром, выиграв национальный театральный конкурс сразу в двух номинациях. Помните, как это было?
- Такое не забывается. Это же была историческая победа на «Золотой маске». Потому что первая на Дальнем Востоке. Причем с ходу. Очень сложно было бороться. Критики говорили: мы думали, что дальше Сибири уже вообще ничего нет, все давно умерло. Но мы доказали обратное, и для москвичей это было полной неожиданностью. Наш спектакль «Самолет Вани Чонкина» получил приз в главной номинации — за спектакль. И еще Влад Павленко удостоился приза «За лучшую мужскую роль». Там тоже была интрига. Конкуренция между друзьями — Денисом Желтоуховым и Владом Павленко. Но Денис на спектакле сильно разволновался, возникла у него проблема с голосом. А Влад отработал хорошо. Блестящий артист был — царство ему, как говорится, небесное…
- Вернемся, однако, в наши дни. Чем планируете удивлять зрителей в Год театра в России?
- Обязательно проведем «Ночь в театре». Планируем также для желающих устраивать так называемые путешествия по театру. Такие экскурсии по закулисью и прочим неизведанным для публики местам сближают артистов и зрителей. Уже по сложившейся традиции в рамках федеральной программы «Большие гастроли» к нам приедет ряд столичных театров. Кстати, в конце мая мы и сами отправимся на гастроли в Астрахань. А в свою очередь астраханский ТЮЗ нанесет ответный визит в Хабаровск.
Словом, я с оптимизмом погрузился в работу. Коллектив мне близкий, люди симпатичны. У меня изначально было к ним теплое отношение, а сейчас оно стало еще теплее (смеется).
Вообще, я люблю этот театр и это здание. Считаю, оно одно из лучших по акустике. К тому же очень уютное, и планировка замечательная. Особенно это касается зрительской части. Получаются три разных фойе, где автономно происходят какие-то события.
Человек ведь за удовольствием в театр приходит. И мы должны зрителям это удовольствие предоставить. Во всех смыслах. Чтобы у публики после спектакля оставалось послевкусие.
Если ты такую атмосферу создал — значит, у тебя успешный театр. Вот к этому и надо стремиться.
Источник — Тихоокеанская звезда
НА РАССЫЛКУ ТЕАТРА.