Противодействие коррупции
Уважаемые зрители!

Хабаровский краевой театр драмы предлагает воспользоваться услугой «Подарочный сертификат». Это отличное решение вечного вопроса «Что подарить»? Подарите близкому человеку радость посещения театра, сохранив при этом возможность выбора спектакля, даты, времени по его усмотрению.

Подарочный сертификат — своеобразный «билет с открытой датой» в мир театра, мечты и праздника! Если Вы не знаете, что подарить своим любимым, близким и родным, то подарочный сертификат «Вечер в театре» станет прекрасным подарком к любому праздничному поводу.

В продаже имеются подарочные сертификаты «ВЕЧЕР В ТЕАТРЕ» номиналом: 500, 1000 и 2000 рублей.

Приобрести подарочные сертификаты вы можете в кассе театра.
Телефон для справок: 30-68-25

Правила приобретения и использования сертификатов.

25 сентября 2022

ОН БЫЛ НАСТОЯЩЕЙ НАХОДКОЙ ДЛЯ ДРАМЫ

Рассказывают, что, когда Юрий Ичетовкин в 1978 году впервые переступил порог Хабаровского краевого театра, тогдашний худрук Мирослав Кацель воскликнул: «Наконец-то у нас появилось настоящее русское лицо!»
Всего же этому театру Юрий Евлампиевич отдал почти 40 лет. Еще в советское время он успел стать заслуженным артистом РСФСР, а позже и народным артистом России (а такие звания за красивые глаза не дают).

Но главное — Ичетовкина, который больше тяготел к комическим ролям, любили зрители. 27 сентября артисту исполнилось бы 75 лет. Увы, его уже седьмой год нет с нами. Но душа ушедшего артиста в театре навсегда…

— Олицетворением русского человека Сталин считал актера Бориса Андреева, но тот не был таким обаятельным, как Юра, — говорил мне как-то многолетний партнер Ичетовкина по сцене, народный артист России Сергей Лычев, который тоже уже покинул этот мир. — Крупное, выразительное лицо славянского типа, обаятельный, светловолосый, голубоглазый… Благодатная фактура! В общем, все при нем. Юре порой не надо было особо перевоплощаться в того или иного персонажа. Создавалось впечатление, что он играл самого себя. Настолько Ичетовкин был убедителен, органичен и естествен на сцене.

Никогда не поздно

… Между тем театр в жизни Юрия Евлампиевича появился далеко не сразу. Родился он в Кировской области, позже семья переехала на Дальний Восток. Рано начал работать. Первая профессия, которую осваивал будущий народный артист, была грузчик. Потом служба в армии.

И вдруг такой неожиданный зигзаг: Ичетовкин отправляется во Владивосток и поступает на актерский факультет Дальневосточного института искусств. А ведь ему тогда уже исполнилось 26 лет.

— Это же надо так любить театр, чтобы в таком возрасте поступать, — вспоминала потом заслуженная артистка России Светлана Царик, которая училась на курс младше Ичетовкина. — Как студент он был интересный, способный, схватывал все на лету.

После окончания вуза Юрий Евлампиевич выглядел уже вполне сформировавшимся актером. Вначале его хотели, как тогда говорили, по партийной линии направить в Уссурийск в городской театр. Но Ичетовкин все же выбрал хабаровскую драму. Тогда ему было чуть-чуть за тридцать.

Острота пластичного рисунка, богатство интонаций, органичное чувство юмора и, что немаловажно, удивительное чувство меры делали актерские работы Ичетовкина явлением театральной жизни края. И это не громкие слова.

Неслучайно Юрий Евлампиевич становился лауреатом премии губернатора Хабаровского края (за роль Веллера Мартина в спектакле «Игра в джин» Д. Кобурна), фестивалей «Звезды дальневосточной сцены» (Абель в спектакле «Соло для часов с боем» О. Заградника, Коновалов в «Гостинице «Астория» А. Штейна).

— Поначалу Юре особенно удавались роли социальных героев, — говорил о нем Сергей Лычев, который на протяжении многих лет делил с Ичетовкиным одну гримуборную. — Таких, знаете, бравых парней, комсомольских лидеров, секретарей райкомов, которые готовы ехать на БАМ и другие стройки века. Хорошо помню его в спектакле про стройотряды «Моя любовь на третьем курсе».

От купца до таксиста

С годами Юрий Евлампиевич стал играть купцов, российских предпринимателей, здорово у него получались и характерные роли с комедийным уклоном. Много был задействован и в классике.

Например, в «Вишневом саде» герой Ичетовкина — помещик Борис Симеонов-Пищик, у которого в огороде обнаружили глину, и он стал бизнесменом. Или вот еще роль Ивана Петровича Войницкого в спектакле «Дядя Ваня».

К тому времени на экраны уже вышел фильм Михалкова-Кончаловского, в котором главную роль сыграл Иннокентий Смоктуновский. Говорят, что Ичетовкин поначалу сомневался: «Как я буду играть дворянина, русского интеллигента? Эта же роль другого плана».

Но режиссер Юрий Ильин убедил его. Ичетовкин по-своему сыграл интересно.

В начале 2000-х на сцене театра драмы ставилась серия английских пьес Рея Куни, который по праву считается одним из лучших драматургов-комедиографов современности.

Сюжеты настолько лихо закручены, что до последнего момента не знаешь, чем все закончится. Поставил спектакли московский режиссер Петр Орлов и во всех задействовал Ичетовкина.

Первый из них назывался «Номер 13». Там Юрий Евлампиевич лихо блеснул на сцене, сыграв Джорджа Пигдена, помощника одного из парламентариев.

Потом было еще два спектакля по пьесам Куни — «Слишком женатый таксист» и «Папа в паутине» («Слишком женатый таксист-2»). Именно Ичетовкин сыграл главную роль — таксиста-двоеженца.

— Юрий там настолько трогательный, беззащитный, прямо-таки с детскими глазами. А ведь ему тогда было уже за пятьдесят, — вспоминал позже Петр Орлов. — Мне этот артист очень импонировал.

Как сыграть Карлсона

Отметился Юрий Евлампиевич и в сказках. Одна из наиболее значимых и запомнившихся юным зрителям ролей — это, конечно же, Карлсон, который живет на крыше.

— Никогда не думал, что режиссер мне предложит сыграть Карлсона, — признавался потом Ичетовкин. — Вначале даже хотел отказаться: мы ведь все помним эталон — Спартака Мишулина в этой роли. Копировать игру великого артиста я бы не смог, а придумать что-то другое долгое время не получалось…

Но потом Ичетовкин вспомнил себя в возрасте Малыша: в 1956 году его семья переехала из Кировской области в Комсомольск-на-Амуре. Родители с утра до вечера были заняты работой, предоставив Юре и младшему брату возможность самостоятельно обживаться на новом месте.

Незнакомые город и люди, высокие каменные дома, которых мальчишки раньше в глаза не видели, — все это пугало, и долгое время ребята, по словам Ичетовкина, не решались даже выйти из подъезда на улицу.

— Я подумал, что вечно занятым взрослым будет полезно задуматься над тем, что ребенку обязательно нужно уделять внимание и время и что он постоянно нуждается в мудром и веселом наставнике, — говорил Юрий Евлампиевич.

В итоге Карлсон в исполнении актера получился очень забавным и одновременно трогательным.

О ролях, сыгранных Юрием Ичетовкиным, можно еще долго говорить. Среди них — Наполеон в комедии «Жозефина и Наполеон», Тюремщик в спектакле «Забыть Герострата», Бернар в «Ужине по-французски», Яичница в «Женитьбе», Дед в испанской легенде о любви «В ожидании седьмой луны», Оскар Борисович в «Виктории»…

Как-то Ичетовкин признался: все его роли любимые — как дети. Были и бессловесные. В одной пьесе даже «кушать подано» не говорил, только поднимал и подавал упавший конверт. А во втором акте садился на авансцене, повернувшись к зрителю, закрывал шляпой лицо и держал паузу: едва ли не самое трудное дело для артиста.

Вне всяких сомнений, что и сейчас Юрий Евлампиевич был бы востребованным и еще сыграл бы много разноплановых ролей. Однако с годами у народного артиста начались проблемы с памятью.

Последний раз он вышел на сцену в мае 2016-го в спектакле «Возчик», а в июле того же года Ичетовкина не стало. Он всего несколько месяцев не дожил до своего 69-летия…

Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.

Источник — ТоЗ

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Уважаемые зрители!
Нажми, чтобы узнать подробности АКЦИИ!
Наверх