Противодействие коррупции
Уважаемые зрители!

Хабаровский краевой театр драмы предлагает воспользоваться услугой «Подарочный сертификат». Это отличное решение вечного вопроса «Что подарить»? Подарите близкому человеку радость посещения театра, сохранив при этом возможность выбора спектакля, даты, времени по его усмотрению.

Подарочный сертификат — своеобразный «билет с открытой датой» в мир театра, мечты и праздника! Если Вы не знаете, что подарить своим любимым, близким и родным, то подарочный сертификат «Вечер в театре» станет прекрасным подарком к любому праздничному поводу.

В продаже имеются подарочные сертификаты «ВЕЧЕР В ТЕАТРЕ» номиналом: 500, 1000 и 2000 рублей.

Приобрести подарочные сертификаты вы можете в кассе театра.
Телефон для справок: 30-68-25

Правила приобретения и использования сертификатов.

08 ноября 2021

Некие размышления о театре и войне

Память о той войне, о том ужасе, о страшном послевоенном времени все-таки уходит, замещается чуть ли не пряничными байками о том, что «нагнули и еще раз нагнем»

То поколение, которое из руин подняло страну, ушло. Да и большей частью те, кто переживал мытарства, отмалчивались. Они, казалось, бесконечно слушали «Рио-Риту» и «Брызги шампанского», бежали к телевизору, когда там пела Лидия Русланова. Женщины экономили «Красную Москву», пользуясь духами в редких случаях – по праздникам, когда выходили в город и в дни рождения. Даже в самые радостные и веселые моменты жизни всегда чувствовался скрываемый страх: уж не насмеём ли мы беду?

Разве мы можем понять это сегодня? Эти бараки, не шикозные хабаровские бревенчатые аварийки, а те, дощечка, дощечка, а посреди зола. Зола высыпалась через год. Протопить такое жилище было невозможно, а потому пол был ледяной. Там все было общее – сломанные судьбы, загаженные уборные на улице, интимная жизнь – в силу тонкости перегородок, самые подлые предательства и самые высокие благородные поступки. Но и там, среди вечной грязи, люди умудрялись сохранять мечту о красивой, счастливой жизни, умудрялись сохранять хоть частичку души.

Люди, волей судеб приехавшие на Дальний Восток за деньгами или просто отъесться рыбой после голода, с горячностью бросались друг на друга:

— Мы с Брянщины, а вы откуда?

— А мы с Орловщины.

— Земляки!!!

И столько было в этом и счастья, и боли. Рана от оторванной пуповины, соединяющей с потерянными родинами, не заживала, болела всю жизнь. Для многих так и не стал Дальний Восток родным.

Разве могут понять эту боль сегодня?

Женщины бежали в кино, чтобы посмотреть в десятый раз трофейный фильм «Девушка мечты» с немецкой звездой Марикой Рёкк. Они тоже хотели стать девушками мечты, даже не выйти замуж, а чтобы хоть изредка в доме пахло дымом от папирос «Беломорканал». В кино подсматривали фасоны платьев и причесок, учились пластике, учились женственности. Ничто так не уничтожает женскую природу, как война.

О поезде, идущем во Владивосток

Спектакль московского театра «Современник» «Скажите, люди, куда идет этот поезд…», поставленный по пьесе Анны Батуриной «Фронтовичка» режиссером Мариной Брусникиной, — об этих людях, об этом страшном времени. Гастроли были организованы Росконцертом согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры РФ. Москвичей принимал Хабаровский театр драмы, и все это было по высшему уровню. Стоит отметить, что в постановке участвовали юные хабаровчане, которых буквально за полдня ввели в спектакль. Ну не привозить же детей из Москвы, и в наших местах достаточно красивых и талантливых детей.

Отдельно стоит остановиться на сценографии. Она была хороша, все сразу становилось понятно. На сцене – фрагмент кривого моста. Вот она, жизнь наперекосяк. А внизу под мостом – кривой барак. Для людей старшего поколения все знакомо до боли. Для молодых людей чуть ли не веселая экзотика с патриотическим уклоном: «Ну, жили же люди!»

Тема войны, а скорее, тема разрухи и в душах, и в жизни, наверное, лейтмотив этой пьесы.

— В войне люди не побеждают, и страны не побеждают. Просто наступает новый день, и он такой солнечный, что можно, наконец, вынести на улицу и высушить все подушки, валенки, перины, поставить граммофон на подоконник и услышать Бетховена. Побеждают не люди, не страны, а Бетховен. Или что-то вроде того. Что-то совсем другое побеждает всегда, — говорит главная героиня спектакля «Скажите, люди, куда идёт этот поезд…» Мария Небылица.

Про таких говорили: «Фронтовая жена, солдатская подстилка». На таких не жалели яда. Редко, когда у таких складывалась бабья доля. Да в то время редко у кого она складывалась вообще.

Боевые потери

Так случилось, что приехали артисты, занятые в спектакле, и декорации. Из Москвы не выпустили уроженца Хабаровска, а ныне художественного руководителя театра «Современник» Виктора Рыжакова и режиссера спектакля Марину Брусникину. Что поделать, четвертая волна коронавируса.

— Мне кажется, что вся история со спектаклем «Скажите, люди, куда идёт этот поезд…» — важная история движения, в котором происходят какие-то метаморфозы с людьми. Меняемся мы, меняется время, но, несмотря на существующие проблемы, несмотря на пандемию, удалось реализовать этот проект, — рассказал Виктор Рыжаков по видеосвязи во время пресс-конференции. — Я все время помню, что родился в Хабаровске. И поезд пришел туда.

Он уточнил позже, что его детство прошло в доме, расположенном рядом с площадью Ленина.

«Скажите, люди, куда идёт этот поезд…» был поставлен в 2016 году, и с тех пор идет с неизменными аншлагами. Москвичи плачут на спектакле, все плачут, все довольны.

— Я счастлива, что спектакль доехал до Хабаровска. Это наша любимая постановка. Пьесу написал молодой драматург. Это очень важно, когда молодых людей волнует эта тема, эти проблемы, которые были давно, понятно, что в семье осталась эта память. Это не столько тема войны, сколько тема преодоления сложностей, связанных с войной. Это история про мужество, про способность противостоять трагическим обстоятельствам, про способность жить. На мой взгляд, это совершенно удивительная пьеса, — сказала Марина Брусникина. – И более того, мы с ним приехали во Владивосток.

Пауза

Ах, голубушка, до Владивостока на поезде ехать ночь. Европа ближе к Москве, нежели дальневосточная столица к краевому центру. Но ничего, дальневосточники привычные! Нас-то из Москвы почти не видно.

Вот после этого «Владивостока» подсознание как-то само собой стало настраиваться на «закавыки». Уж такая природа человеческая.

Сам спектакль

Все было чинно, прянично, патриотичненько. Все, как любит телезритель, пришедший зачем-то в театр. Всю сладость постановки публика подчеркнула громкими овациями. Люди были рады, что и московский заездный театр приехал, да еще и спектакль показали. Порой даже остренько было.

Вот только никто не плакал.

И словно пульсом в голове старинная шутка про Льва Толстого: «Барин! Пахать подано!»

Молодые люди, такие чистенькие, такие гладенькие, такие все москвичи-москвичи, изображая давно ушедших людей и то время с бараками, с предательствами и подвигами, так и не поняли, что это — не про любовь, а про поиск красивого посреди ужаса, что это — про надежду, что когда-нибудь жизнь будет хорошая и что не будет голода и карточек. А что любовь? Да Бог с ней, проклятой! Она не для тех, кто жрет каждый день белый хлеб, кто не знает барачных радостей жизни.

А может, просто такое поколение пустенькое?

Сцена, когда мужчина, предавший главную героиню по фамилии Небылица, еще и пытается ее зарезать, была нелепа и неорганична. Начиная с вопля Небылицы, что у нее сифилис, заканчивая тельцем героини на полу сцены.

После этого было ощущение, что спектакль уже закончился, что актеры уже давно рассказали все личные и неличные истории. Может, поэтому не хотелось плакать, как это делают москвичи. Они же привычные к столичности, а нам, провинциалам, все правду подавай да настоящее искусство!

Юрий Вязанкин

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Наверх