«Надо жить, а не ждать смерти»: Сара Бернар приехала в Хабаровск
Последняя попытка дотянуться до уходящей жизни, спеть ещё один куплет, сыграть ещё одну роль — пусть даже её никто не увидит. Всё, что остаётся на закате дней — это вспоминать и срываться на крик. Такой и предстала легендарная Сара Бернар в исполнении актрисы Юлии Рутберг на сцене Хабаровского краевого театра драмы.
Дальневосточной столице вновь повезло встречать лучших артистов России. В город в рамках программы «Большие гастроли» приехал Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова — практически в полном составе.
«Именно потому, что мы знаем, что вы самые лучшие в стране, мы привезли вам самые лучшие наши спектакли. Это не тавтология, это не игра слов, потому что за эти четыре дня на двух ваших прекрасных площадках (театр драмы и музыкальный театр — прим. ред.) вы увидите, действительно, наши лучшие спектакли. 120 человек, пять фур декораций находятся в Хабаровске. Я желаю, чтобы эти четыре дня мы провели вместе, любили друг друга, мы дарили вам своё искусство, а вы нам — ваши аплодисменты». директор театра имени Вахтангова Кирилл Крок
Завлечь и, что сложнее, удержать зрителя, привыкшего к песням и танцам, тонне декораций, игре света и звука — нелегко. Таких хабаровчан в театре драмы собралось немало: жители города уже видели в этих стенах музыкально-историческую драму «Муравьёв. Граф Амурский», самую масштабную работу за последние годы. Но у Юлии Рутберг и Андрея Ильина в «Крике Лангусты» это получилось прекрасно. И дело не только в именитости актёров (а фамилия Рутберг в афише является своеобразным гарантом качества спектакля), а, безусловно, в их таланте: так держать публику сможет не каждый.
Сама история с первого взгляда выглядит незамысловатой: французская актриса Сара Бернар с протезом вместо одной ноги сидит в кресле на берегу моря и предаётся воспоминаниям на закате своей жизни — потому что это единственное, что ей остаётся. Вспоминать и играть, ведь без этого её существование невозможно. Она ныряет из одной роли в другую, и бедному секретарю Жоржу Питу иногда не сразу становится понятно, что сейчас происходит, театр это или жизнь.
Мужчине, судя по всему, приходится несладко: он то и дело срывается на крик, не в силах вынести давление со стороны Сары Бернар. «Принеси граммофон, дай мне зонтик, сыграй мою маму…» Но Сара любит своего секретаря, а потому в некоторых сценах даёт ему раскрыться настолько, что создаётся ощущение, что спектакль не об актрисе, а о Питу. Но затем она всё равно ставит Жоржа на место, показывает свой характер, перевоплощается в очередную себя и строит вокруг воображаемые декорации, в которые секретарю приходится вписываться. Вот ей одиннадцать, затем двадцать шесть, тридцать восемь… Семьдесят семь.
Попутно Сара Бернар пишет мемуары. Точнее, диктует, а записывает всё секретарь. Смиренно выводит строчки, потом вновь переживает, наконец, психует — и актриса тоже срывается на крик, сравнивая себя со старой ящерицей, сетуя на то, что ей ничего не осталось, кроме как перебирать свои воспоминания, словно ускользающий из пальцев песок. Но у Сары остался талант, причём настолько яркий, проникновенный, что он всё время вырывается из неё, что она просто не может не играть.
В конце спектакля Сара Бернар не без помощи Жоржа поднимается со своего кресла и вспоминает о пьесе молодого автора, которая лежит в ящике её секретера. Она в свои семьдесят семь готова сыграть главную роль, если драматург изменит возраст героини. «Я хочу, чтобы её сделали моложе!» И Питу, и все собравшиеся в зале окончательно убеждаются: Сара Бернар — гениальна.
Источник — Восток Медиа
НА РАССЫЛКУ ТЕАТРА.