На должность директора Хабаровского театра драмы вновь назначен Николай Евсеенко
ОН ВОЗГЛАВЛЯЛ УЧРЕЖДЕНИЕ С 2010 ПО 2015 ГОД. ПОСЛЕ ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ, ПРОВЕДЕННЫХ В СОЧИ, ДИРЕКТОР ВЕРНУЛСЯ К ЛЮБИМОЙ РАБОТЕ С НОВЫМИ СИЛАМИ. В НАШЕМ ИНТЕРВЬЮ ОН РАССКАЗЫВАЕТ, КАКИЕ ПЕРЕМЕНЫ ГРЯДУТ В ОДНОМ ИЗ КРУПНЕЙШИХ ХАБАРОВСКИХ ТЕАТРОВ И ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ
Николай Иванович Евсеенко
заслуженный работник культуры России,
директор, художественный руководитель Хабаровского краевого театра драмы
В: Четыре года вы прожили в Сочи. Расскажите, как отличается театральная жизнь южного города от хабаровской?
В Сочи я не работал, а отдыхал, поэтому театр видел со стороны зрителя. Но этого вполне достаточно, чтобы понять — разница огромная. Там я посетил много спектаклей в Зимнем театре, куда постоянно приезжают артисты с гастролями. Посетил фестиваль Юрия Башмета, в рамках которого прошли спектакли с участием таких звезд, как, например, Константин Хабенский. В Сочи театральный сезон идет круглый год, каникул нет. А все потому, что местных театралов там практически нет, в основном все приезжие, это такая большая прокатная площадка. Это и есть главное отличие южного курортного города от нашего родного Хабаровска, где театр стационарный, стабильный, свой неповторимый.
В: Почему вернулись в Хабаровск, прервав заслуженный отдых?
Меня позвали обратно, на должность директора театра драмы. Такое решение принял министр культуры края и предложил мне вернуться на работу. Я с радостью согласился. Отдыхать хорошо и работать хорошо, но самое лучшее — чередовать эти два прекрасных занятия. Поэтому в ближайшее время буду руководить театром, за первые полтора месяца уже намечена некоторая дальнейшая работа.
В: Не жалеете о своем возвращении? Все-таки южные края более «мягкие» с точки зрения того же климата.
Конечно, не жалею. Здесь моя родина, прошли самые замечательные годы. Даже когда я жил в Сочи, все равно продолжал следить за театральным миром Дальнего Востока. Здесь у меня много друзей, и они регулярно «докладывали» последние новости. При этом сама наша театральная жизнь мне близка и знакома, понятно, как ее развивать, совершенствовать, чего хочет зритель и что мы можем ему дать.
В: Подход к работе изменился после четырех лет, проведенных в другом городе?
Работа в театре подразумевает постоянные изменения в подходе. Здесь всегда нужны свежие мысли, идеи. Ситуации постоянно меняются, нужно быстро на них реагировать. Поэтому отвечу так — изменения ежедневны, не важно, вернулся ли ты через четыре года или работаешь постоянно. Театр — это творчество, это каждый раз новый спектакль. И даже уже поставленный спектакль каждый раз играется немного по-другому. Этим театр отличается от других видов искусства — у актеров меняется эмоциональное состояние, настроение, каждый раз зрители в зале разные. Театр — живой, сиюминутный.
В: Какие изменения планируются в театре драмы в ближайшее время?
Изменения в первую очередь касаются репертуара. Это самое главное, над чем мы работаем сейчас. Театральный сезон скоро закончится, и мы уже начали готовиться к следующему, есть замыслы для новых постановок. У нас работают молодые режиссеры, у них свежий взгляд и много креативных идей, много предложений. Зачастую это постановки классических произведений в новом видении. Мне понравились некоторые из них. Но кардинальной смены репертуара в ближайшее время не планируется. Театр должен удовлетворять потребности разной публики.
В: Идет ли сейчас работа над новыми проектами?
Да, самый большой ближайший проект — гастроли лучших спектаклей фестиваля «Золотая маска». Планируем его на конец августа, на данный момент обсуждаем детали с Марией Ревякиной, директором фестиваля. Хотим привезти в Хабаровск коллективы МХАТа, театра Фоменко, Петербургского театра музыкальной комедии и один из балетов Северной столицы. В связи с подобными событиями всегда возникает всплеск интереса у людей, в театр приходят даже те, кто ни разу в жизни не был на спектакле. Некоторые из этих зрителей остаются с нами, следят за репертуаром. Таким же образом на посещаемость влияют премьеры. Хорошие постановки производят фурор, зрительный зал на таких спектаклях полон. Привлечь как можно больше людей в театр — это и есть наша главная задача.
В: Расскажите о ближайших премьерах.
Мы подготовили для прекрасных дам замечательный спектакль — «Только для женщин». Это легкая и приятная комедийная постановка, но за юмором и простотой есть скрытый смысл. Спектакль учит, как важно не отступать от цели, доводить дело до конца и уметь работать в команде. И, конечно же, там есть все то, что так нравится женщинам: шесть прекрасных актеров в главных ролях, яркие декорации, танцы и музыка. Еще одна премьера состоялась в конце марта. «Как боги» — это мелодрама с глубоким смыслом. В постановке речь идет о человеческих пороках, о людях, возомнивших себя богами, и о возмездии. Есть над чем задуматься.
В: Хабаровские зрители больше любят серьезные спектакли или комедийные?
У каждого жанра есть свои поклонники, и их количество примерно одинаковое. Именно поэтому наш репертуар настолько разнообразен. Комедии более популярны у старшего поколения, молодежь любит современные постановки. Мы предлагаем и то, и другое. Как говорится, спрос рождает предложение. Но есть работа и в обратную сторону. В рамках спроса мы стараемся развиваться и предлагать качественный продукт. Взять те же комедии — это же самый сложный жанр! Актеру нужно сыграть так, чтобы выглядеть достойно и правдоподобно в смешной роли, при этом не быть нелепым. Режиссерская работа тоже нелегка в жанре комедии. Делая качественные постановки, мы воспитываем вкус у зрителя. Таким образом, получаются взаимовыгодные отношения.
В: Этот год указом президента объявлен Годом театра. Связано ли это с растущей популярностью искусства?
Возможно, так и есть, и совершенно точно этот год должен еще больше увеличить интерес публики. Мы в этом году в рамках Года театра планируем возобновить гастрольную деятельность. Это интересно как для зрителей — у жителей других городов появится возможность увидеть что-то новое, посмотреть, сравнить, так и для актеров. Для последних гастроли особенно важны — это большой стимул, возможность обменяться опытом с коллегами. В этом году наша труппа поедет в Астрахань, также ведутся переговоры с ярославским театром. К нам приедут с гастролями астраханские коллеги. Популярность театра должна расти. Сейчас мы не испытываем дефицита внимания от зрителей — наполняемость зала хорошая. Но свободные места есть практически на всех спектаклях, за исключением громких премьер. Успех — это когда мест не хватает на всех. Когда три человека остались на улице, потому что в кассе закончились билеты, — вот к такому зрительскому интересу мы стремимся.
В: С увеличением популярности театра работники стали жить лучше?
Конечно, театралы сейчас материально обеспечены лучше, чем, допустим двадцать лет назад. Профессия актера вновь популярна и востребована. Наша труппа укомплектована полностью, большинство актеров — выпускники хабаровского института культуры, но есть и приезжие из других городов, например из Владивостока. Состав разнообразен по возрасту и полу, количество молодежи и старшего поколения уравновешено. Это, конечно же, положительно отражается на работе, с такой труппой мы без труда можем ставить любые спектакли. Даже если бы нам потребовались кадры — сейчас с этим проблем нет. Например, в апреле в Ярославле будет проходить показ работ выпускников разных театральных вузов страны, на который я планирую поехать. На подобных мероприятиях у студентов есть возможность показать свой талант, а у руководства театров — выбрать нового сотрудника. Такой своеобразный кастинг.
В: Как вы оцениваете конкурентоспособность выпускников хабаровского института культуры?
Я не хочу оценивать учебное заведение, потому что это не мое дело. Могу сказать точно, что артисты — это штучный товар. Если человек талантливый, то он талантливый в любом вузе, поэтому я бы не стал сравнивать наш институт с другими. Лично для меня было главным найти достойных артистов для театра, и не важно, где они учились.
В: Расскажите о проблемах театра драмы и какие из них вы собираетесь решать в первую очередь?
Об одной я уже упоминал — это гастрольная деятельность. Ее в театре было недостаточно, а это важная часть работы. Я уже начал заниматься развитием в этом направлении, о чем вам рассказал ранее. Еще один главный вопрос — это репертуар, потому что именно он определяет зрительский интерес. Но это проблема, над которой надо работать постоянно, не важно, вернулся на работу или трудишься непрерывно. Также мы сейчас работаем над рекламой и пиаром — театральная жизнь должна быть на слуху у всех горожан. Из житейских вопросов в театре необходимо решать те же самые проблемы, которые существуют практически во всех сферах деятельности, — это обеспечение сотрудников лучшей заработной платой и занятостью. Также хочется укрепить материальную базу. У нас уже давно разработан проект реконструкции театра, он был сделан еще в те годы, когда я работал до поездки в Сочи. Естественно, его нужно подкорректировать с учетом сегодняшних реалий. У нас уникальное здание, прекрасный зал, неплохая сцена, великолепное фойе, такого нет ни в одном из хабаровских театров. Но, к сожалению, закулисная часть достаточно тесная и неудобная, поскольку она приспособленная. Здание строилось не под театр, поэтому необходимо расширить закулисье. Артисты должны находиться в более комфортной среде, ведь они проводят в театре значительную часть своей жизни. Что касается звукового и светового оборудования, в последние годы край заботится об обеспечении театра, но мы все же еще далеки от совершенства. Но все эти вопросы требуют денег, которых в бюджете края не так много.
В: Каких изменений вы бы пожелали в театральной жизни Хабаровска?
Хабаровск — город с большой театральной историей, и здесь существуют театры с разной направленностью. ТЮЗ очень интересный, также есть своеобразный и довольно любопытный по форме театр «Триада», музыкальный театр, у которого вообще особый жанр. Поэтому хотелось бы видеть в Хабаровске развитие в этом многообразии, чтобы каждый театр шел вперед и рос на своем пути. Сейчас я вижу, что именно так и происходит.
Всего 300 лет назад у нас не строили театральные здания и не создавали постоянные труппы. Сегодня в стране более 600 театров — исторических и экспериментальных, традиционных и современных, музыкальных и драматических, детских и эстрадных. На отечественных площадках не только ставят собственные спектакли, но и принимают артистов из ведущих театров мира и проводят международные театральные фестивали. Торжественная церемония открытия Года театра состоялась на сцене Российского государственного академического театра драмы имени Ф. Волкова в Ярославле. Зрителям показали спектакль-путешествие о театре, его истории и разных жанрах театрального искусства. В постановке приняли участие 230 артистов из Казани, Ярославля и Москвы.
Мелодрама «Как боги».
Обычная история, открывающая зрителю все краски людских пороков. Герои спектакля сравниваются с античными богами: ведь если верить мифам, среди обитателей Олимпа вовсю процветали вполне человеческие пороки — зависть, жадность, власто— и корыстолюбие… Но за попытку жить и быть, как боги, люди будут жестоко наказаны неумолимым Роком…
Шоу реальных мужчин для широкого потребления «Только для женщин». Мужской спектакль для женщин, покоряющий зрительские сердца!
Это история шестерых мужчин, потерявших работу и прожигающих жизнь в пивном баре. У них нет работы, нет денег. Единственная их надежда — элитное мужское стриптиз-шоу. Никто из них раньше ничем подобным не занимался, им страшно и смешно одновременно, но это их последний шанс получить возможность зарабатывать хорошие деньги, а заодно доказать окружающим и самим себе, что ничего невозможного нет, главное — сильно захотеть! «Гадкие утята» на глазах у изумленной публики превращаются в супергероев. Финал этой необычной истории — феерическое шоу, несущее заряд эмоций, накал страстей и безумную любовь к женщине.
Источник — Лучшее в Хабаровске
НА РАССЫЛКУ ТЕАТРА.