Интенсивные репетиции ждут участников «Зимней режиссерской лаборатории» в Хабаровске
На малой сцене краевого театра драмы представят свои работы трое молодых российских режиссеров, ранее никогда не ставивших на хабаровских подмостках. Главная особенность проекта – на постановку есть всего неделя, репетиции идут даже по ночам, а самые интересные эскизы после показов могут остаться в репертуаре. О трудностях, целях и современной драматургии мы поговорили с кураторами проекта «Зимняя режиссерская лаборатория» Оксаной Ефременко и Евгенией Богинской.
— Расскажите поподробнее о новом проекте, что он из себя представляет?
О. Е.: Формат лаборатории существует более десяти лет – на неделю приезжают молодые режиссеры, заранее выбираются современные и острые тексты. За семь дней необходимо сделать эскизы спектаклей, то есть они должны предложить прообраз пьесы. Важная часть заключается в том, что в конце недели эти эскизы показывают зрителю целый день. После каждого – обсуждение с приглашенным критиком. Главная идея – создать встряску для артистов, и мы очень благодарны театру драмы за то, что они пошли на этот риск, и я думаю, что это оправдает себя, ведь чаще всего из лаборатории выходят спектакли, которые после доработки становятся частью прокатного процесса.
— Молодые режиссеры, которые ставят спектакли, кто они?
Е. Б.: У нас два режиссера из Санкт-Петербурга — это Алексей Забегин и Николай Русский, и один представитель Новосибирска – Сергей Чехов. Им всем около 30 лет, у них своя точка зрения на то, каким должен быть театр. Молодые ребята в отличие от режиссеров старшего возраста воспитаны быстро работать, так как поменялось время и требуются другие скорости, ритм жизни поменялся, а вместе с ним и театр.
— Почему приехали именно в Хабаровск?
О. Е.: Здесь есть недостача современной драматургии, театры более ориентированы на классику, а разговор о современности с точки зрения сознания и среды невозможен без современных текстов и языка. Речь нас формирует, и нужно работать с этим инструментом на сцене. Наши пьесы так подобраны, что в них есть и драматургическая составляющая, и есть возможность поговорить о человеке с позиции гуманизма.
— Как быстро артисты «прикипают» к новому режиссеру?
Е. Б.: Очень быстро. Лаборатория — это он чистый проект, без вранья и какого-то лукавства. Нужно сделать сейчас, честно и откровенно, и душа должна быть нараспашку. Ты помещен с режиссером в один зал с 11 до 23 часов, как здесь можно не сработаться? Нет, конечно, иногда актеры покидают лабораторную команду, это тоже случается, но те, кто остается, заражаются творчеством и энергией.
О. Е.: У режиссера тоже есть задача — в короткий срок сделать открытие. Времени очень мало, ты не успеваешь посидеть, попить чай, не можешь 500 раз переделать мизансцену и находишься в постоянном напряжении. Такой энергетикой люди быстро заражаются и не могут не ответить тем же.
— С какими трудностями обычно сталкиваетесь при реализации проектов?
Е. Б.: Главная проблема – синхронизация расписания. Люди из разных городов должны сойтись в одной точке и попасть в идейный ритм.
О. Е.: Большая команда людей, очень сложно всех собрать, к тому же никогда нет времени на адаптацию, смена часовых поясов должна происходить мгновенно.
— Зрители могут участвовать в обсуждении эскизов, насколько много конструктива от них?
О. Е.: Это зависит от модератора. Модератором, кстати, у нас будет Павел Руднев — один из самых известных критиков страны. Он буквально курсирует между театрами, хочет смотреть премьеры. Он читает не меньше одной пьесы в день, прицельно занимается драматургией и театральной педагогикой, также он работает как практик. Конечно, он знает всех этих молодых режиссеров, пестует их. Модерация – это не значит, что он только будет вести обсуждение, он еще и будет давать экспресс-рецензию, его слова очень важны для режиссера. Также он прочтет лекцию, на которой будет говорить о переосмыслении классики и как зарождении режиссерского театра.
— Как молодой зритель реагирует на проект?
О. Е.: Театр стал модным делом. Молодежь ходит именно благодаря интерактивности, возможности поучаствовать. Это, с одной стороны, игровой диалог с театром, а с другой – невозможно говорить с молодыми людьми только языком Островского, Чехова или Горького. То, что мы слышим, и те проблемы, которые у нас возникают из-за изменения материальной среды, сложно выразить через классику. Человек приходит в театр, потому что намного проще соединиться с живым человеком и его персонажем, подключиться к проблеме. Этого вам нигде не дадут – ни в кино, ни в литературе, ни в живописи. Для высокой посещаемости нужно разрабатывать какие-то уникальные программы, например, театр захватывает нестандартные пространства: магазины, парковки, бизнес-центр с большими окнами. Кстати, у вас в Хабаровске есть прекрасный театр в окнах — это классная идея.
— Какую постановку посоветуете посмотреть?
О. Е.: У нас три пьесы. Две пьесы совсем новые, «Карась» и «Сережа очень тупой». Третья пьеса «Аппликация», от очень востребованного в Санк-Петербурге автора Аси Волошиной. Все три пьесы будут интересны разной публике. «Аппликация» — это лирика, любовная тематика. «Карась» — история про девушку, у которой мать уезжает за просветлением, а дочь остается одна и не может приготовить еду, покупает живого карася и не знает, что с ним делать. В каком-то смысле эта пьеса про метафизику, помимо иронии, в пьесе есть серьезные размышления о смерти. «Сережа очень тупой» смутил названием театр, но это пьеса, которая берет свои истоки в театре абсурда. Ситуация такая: к некоему Сергею приходят странные курьеры, которых он не вызывал, а они обосновываются у него и начинают вести с ним разговоры. Это комедия про столкновение с машиной, которая работает по какой-то матрице, непонятному алгоритму. Выбор, что посмотреть, в любом случае остается за зрителем. Приходите, будет интересно.
Показ эскизов пройдет в краевом театре драмы с 26 по 28 января. Купить билеты онлайн и ознакомиться с расписанием можно на нашем сайте.
Напомним, в начале февраля в Хабаровске представят нашумевший спектакль «Мастер и Маргарита». Смелая постановка по мотивам произведения Булгакова побила рекорды зрительского интереса и была показана более чем в сорока странах.
Источник — DVhab.ru
Фото — Игорь Чураков
НА РАССЫЛКУ ТЕАТРА.