Хабаровский театр драмы: Золотой омут смертельных страстей
Она стояла на крыльце черного входа Хабаровского театра драмы и комедии опустошенная, бесцветная. На улице было безумно холодно, снег казался черным, такси долго не приезжало. Мерещилось в сумерках, что двор Дома коммуны похож на мертвецкий колодец, высасывающий последние силы. От этого становилось нервно и еще печальнее…
И стоило ли бежать со сцены, из теплой гримерки, от премьерных аплодисментов на этот лютый хабаровский мороз?
Рената Хазиахметова в спектакле «В омуте любви» по пьесе Дмитрия Мамина -Сибиряка «На золотом дне» была хороша. Да что хороша — огонь! Бешеный темперамент, а с другой стороны — почти детская незащищенность. Ну и женская притягательность. Таких женщины обычно немного недолюбливают, потому что такие обычно нравятся мужчинам. Роль у Ренаты получилось страстной, сочной — от тонкой акварели до гуаши, почти буффонады. Она способна на многое. В ее Анисью невозможно было не влюбиться.
Прочитав на афише «Мамин-Сибиряк», вспомнил про Серую Шейку, уточку из школьной программы, вспомнил мультфильм, и стало как-то неловко. Видимо, эту неловкость ощущали и зрители. Писатель-то мощный, а мы все про Серую Шейку. Эта Шейка долго маячила в подсознании за страстями на сцене.
«Мамин-Сибиряк — тонкий психолог-реалист, знаток быта, морали, нравов своего времени и их обличитель, смелый сатирик», так писали о нем литературные критики.
Пьеса «Золотопромышленники», известная больше под названием «На золотом дне», была написана в 1887 году, ее ставили, помимо России, в Болгарии, Германии и Франции. В 1957 году по мотивам этой пьесы был снят фильм «Во власти золота».
Действие пьесы происходит на Урале в XIX веке. «Издревле и до днесь Урал — арена исключительных преступлений. Прежде всего поражает множество и разнообразие преступлений против жизни: убийства, изнасилования, отравления, разбои, грабежи. Об интригах дельцов, о преступлениях против имущественных прав уже не говорим. Аномалии приняли нормальную форму», — писал Мамин-Сибиряк.
Хабаровский вариант трагикомедии «Золотопромышленники» не лишен, конечно, и сатиры. Это все-таки мелодрама: был сделан акцент на историю страстей, а не на быт эпохи с откровенным развратом, продажностью, моральным разложением, жаждой наживы, а главное — с властью денег, золота, цинизмом, преступлениями против жизни. Все это немного было похоже на романтизацию прошлого, приглаживание в угоду моде на мифические «традиционные ценности».
В спектакле пол сцены был усыпан желтыми листьями – то ли осень, и все живое заснуло или умерло, а может, это золото, по нему люди ходят и не замечают его. Анисья, после того как вышла замуж за богатого старика, осыпает себя этим золотом, купается в нем. Жажда денег, а с другой стороны — и жажда любви, жажда страстей, жажда насыщения бездонной прорвы, которая образуется внутри человека, преступившего грань человечности.
— Это история запредельных страстей, которые деформируют человеческую личность, не контролируются разумом и могут привести к катастрофе. Вот на этой безумной, сумасшедшей любви и построена вся наша концепция. В спектакле любовь героини приводит к огромным потрясениям для окружающих и, по сути, разрушает их мир, — рассказал режиссер спектакля Эдуард Ливнев. — Сегодня такой наплыв современной драматургии, где эмоции выхолощены, где острота боли подменяется эпатажем, выпендриванием, славословием, матом. На этом фоне я предложил пьесу о человеческих чувствах и страстях, рассказанную хорошим литературным языком. Считаю, что пьеса Мамина-Сибиряка — лучшая в русской драматургии пьеса о любви.
Золото под ногами, которое становится привычной почвой, привычным пространством, — это в XIX веке, а мы пережили нефть и газ почти под ногами…
— Эта пьеса смыкается с сегодняшним временем по уровню и накалу эмоций. Сегодня мы живем среди безумных страстей, связанных и с экономикой, и с политикой. Не дай Бог, дойдет до пика, который приведёт к катастрофе, к распаду личности, к уничтожению мира вокруг человека. Безумная любовь так же опасна, как и безумная ненависть. Все должно как-то контролироваться разумом, сердцем. Это идеология спектакля.
Режиссер считает, что это достойный спектакль по художественному уровню, по способу существования актеров, по глубине проникновения в характеры, психофизику актеров, по тому, как артисты держат темпоритм.
Безусловно, не обошлось без «тараканов» на премьере — пожалуй, излишней беготни, иногда грубоватых переходов между сценами, кто-то не вжился в роль и был излишне поверхностен. В каких-то моментах пьеса напоминала произведения Николая Островского, не хватало иногда тонкости, остроты, а порой и актерской «обнаженности» коллег Ренаты Хазиахметовой. У нее же обнаженности было с лихвой.
— Стоит отметить и заслуженного артиста Российской Федерации Владимира Путивца. Он работает очень интересно, на высоком столичном уровне, — считает Эдуард Ливнев.- Актеры, участвующие в этом спектакле, способны на многое.
Хабаровчане отвыкли, видимо, от русской классики. Зрители долго молчали. Пауза казалось вечной. А потом – сначала жидкие овации, а потом больше, и вот уже шквал, и люди встали и стоя продолжали хлопать. Уставшие артисты кланялись, уходили за кулисы и снова выходили, шурша то ли опавшими листьями, то ли золотом.
— Это театр. Это русский психологический театр, без всяких современных «канделябров», — уверен Эдуард Ливнев.
Автор — Юрий Вязанкин
Источник — «Молодой дальневосточник XXI век»
НА РАССЫЛКУ ТЕАТРА.