Противодействие коррупции
Уважаемые зрители!

Хабаровский краевой театр драмы предлагает воспользоваться услугой «Подарочный сертификат». Это отличное решение вечного вопроса «Что подарить»? Подарите близкому человеку радость посещения театра, сохранив при этом возможность выбора спектакля, даты, времени по его усмотрению.

Подарочный сертификат — своеобразный «билет с открытой датой» в мир театра, мечты и праздника! Если Вы не знаете, что подарить своим любимым, близким и родным, то подарочный сертификат «Вечер в театре» станет прекрасным подарком к любому праздничному поводу.

В продаже имеются подарочные сертификаты «ВЕЧЕР В ТЕАТРЕ» номиналом: 500, 1000 и 2000 рублей.

Приобрести подарочные сертификаты вы можете в кассе театра.
Телефон для справок: 30-68-25

Правила приобретения и использования сертификатов.

25 ноября 2017

Хабаровская премьера: Муравьев. Граф Амурский

Премьера в Хабаровском театре драмы и комедии спектакля  по пьесе белорусского драматурга Андрея Курейчука «Муравьев. Граф Амурский», пожалуй, пока самая яркая в этом театральном сезоне. Работа московского режиссера Александра Калмыкова вызывала полярные эмоции – от восхищения до отторжения, от восторгов до обвинения в «пустенькости».

«Спектакль рассказывает о первом генерал-губернаторе Восточной Сибири Николае Муравьеве-Амурском. Вся его жизнь — пример усердного служения Отечеству» – значится в программке спектакля. В постановке показаны исторические события, связанные с освоением Дальнего Востока: открытие устья Амура, подписание Айгуньского договора с китайской Циньской империей.

Действо получилось сочным, богатым, эмоциональным, технологичным – и вода с потолка, и  бассейн  как символ Амура, в который бросались с разбегу молодые люди, и шикарный свет, и тени. Их было множество — и демоны-вороны как символы российского чиновничества, и казачий обоз, казавшийся бесконечным…  Шли мужчины, женщины, старики, дети  в Приамурье. По дороге рожали, по дороге хоронили, и ни на минуту воз не останавливался лишний раз, все строго по графику…

Конечно,  благодаря пятитысячной купюре хабаровский памятник графу известен каждому россиянину. Но редкий москвич, например, сегодня скажет, где Амур и кто такой этот Муравьев. До Бога высоко, до Москвы далеко, да и многие москвичи уверены, что Россия — в пределах МКАД, а за пределами – великая пустошь, тундра да тайга. Муравьева-Апостола знают, а Муравьева-Амурского — нет.

«Давай поклянемся! Вырастим и вернем Амур России. Над этой картой я клянусь служить Отчизне и сделать делом моей жизни возвращение великой русской реки Амур», — говорит в начале спектакля маленький Николай Муравьев.

В первой части спектакля — деревянные тротуары.  В детстве, а оно прошло в Хабаровске,  режиссер спектакля Александр Калмыков ходил в школу по деревянным тротуарам. Тогда асфальта не было. И в Санкт-Петербурге во времена Муравьева-Амурского были деревянные тротуары. В спектакле на сцене они идут до символа дворца. Это образ России. И валенки во дворце. Почему валенки?  Геннадий Невельской и  Николай Муравьев-Амурский в валенках, а остальные в тапочках и сапогах. Вот он, конфликт тружеников и паркетников.

Вторая часть с ветками, падающими листьям, с витиеватым узором  — образ пустыни, которая ведет в бесконечность. И эта бесконечность на всех костюмах. И в этой витиеватости мерещились амурские узоры, тигриные линии.

«Не согласен с мнением, что спектакль легковесный. Я считаю, что театр — это праздник. И если бы я поставил занудную пьесу, где просто бы приводились исторические факты, людям, особенно молодым, это бы не понравилось, эта тема вызвала бы отторжение. Как в школе: «Знаете, плохо, что Пушкин так много написал. Учить приходится».  Мы предлагаем спектакль современный, который может быть понятен и старшему поколению. Вот такой мы выбрали путь — праздник, и в то же время трагедия, и в то же время история». Александр Калмыков

Пожалуй, можно согласиться, что музыкальные номера не делают действо легковесным, они его дополняют. Например, есть сцена «Сплав».  Это тысячи плотов, это огромное количество техники, пушек, еды, животных, людей. Как это показать? «Мы сделали его пластическим, таким, который  может быть в театре, который передает дух, напряжение борьбы, преодоление,  – рассказал режиссер. —  Муравьев-Амурский заставил людей жениться  в один день. И образовывались семьи, и жили долго.  На каком театральном языке я это должен рассказать? Я вместе с хабаровским балетмейстером Андреем Крыловым передал это с помощью танца. Так получилась сцена «Кадриль».

В жизни и творчестве все построено на преодолении

Конечно,  работа проделана огромная. Свет, звук, спецэффекты. Но, как говорится, и на солнце бывают пятна. В «Муравьеве. Графе Амурском» дебютировал в главной роли Максим Кушников.  Ранее он работал в нескольких российских театрах, среди которых Таганрогский ордена «Знак почёта» драматический театр им. А.П. Чехова, Московский драматический театр им. К.С. Станиславского, Московский «Театр на Юго-Западе». Пожалуй, если бы в его исполнении граф Муравьев-Амурский был более лебидозен, особенно в сценах с его женой-француженкой Екатериной Николавной (Татьяна Малыгина), может быть, были бы более точно выстроены любовные сцены.  И актеры в своих посылах не «промахивались» бы мимо друг друга. Вообще, иногда складывалось впечатление, что главный герой мелковат, не хватало  внутреннего  наполнения и  силы.  Может,  и из-за этого некоторые зрители восприняли спектакль «пустеньким».

Зато у Виктора Асецкого (граф  Карл Нессельроде)  роль получилась вкусной.  Роль — почти танец, выверенный, пунктуальный. Безусловно, русскому играть немца тяжело, рисунок роли читался, и дуэт  с Сергеем Дорогим (военный министр Чернышев) был, наверное, самым интересным в спектакле. Стоит отметить и работу Дмитрия Кишко (рассказчик, Михаил Волконский).  Ему подвластны самые акварельные краски. Он как мог оттенял в сценах главного героя. А это задача, казалось,  не из легких.

Пластическое решение спектакля — один из успешных моментов в постановке. Балетмейстер Андрей Крылов нашел  точные, корректные пластические приемы,  придавшие спектаклю  помимо света, декораций и спецэффектов  необходимую зрелищность.

Если бы песенные номера были столь ярки и талантливы, как в рок-опере «Авось», то, пожалуй, та часть публики, которая уверена в «пустенькости» спектакля, простила бы все. Однако хитов у минского композитора Дмитрия Фриги не случилось. А может, в этом есть своя правда. Нет хитов, нет напевания мотивчика после представления.

Послевкусие

Пожалуй, спектакль нужно обязательно посмотреть тем, кто считает своей родиной Дальний Восток, тем, кто любит землю,  на которой мы живем. Есть в постановке моменты, когда намокают глаза от гордости за нашу историю, за подвиг.  Все действо исполнено любовью — к женщине, Отчизне, земле, великой реке Амур. И это главное, наверное. Именно эта любовь – и причина, и движитель, и то наполнение, без которого русский человек жить  не может.

А после спектакля – читать книги и заполнять «белые пятна»  истории родной земли.  Спектакль – не исторический трактат, это, как и должно быть, коллективная фантазия драматурга, режиссера, актеров, художника. Да и в программке спектакля  ясно написано: «Драматург и режиссер имеют право на свое художественное видение данной темы. Поэтому произведение не является документальным».

Режиссер Александр Калмыков после премьерного показа  опасался мнения исторического консультанта  почетного гражданина Хабаровска, лауреата премии имени Якова Дьяченко Александра Филонова.  А он спокойно принял все современные «навороты» и режиссерский взгляд на события: «Все то, что надо!».

Автор — Юрий Вязанкин

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Наверх