Хабаровская премьера: Бэби-бум, Амур и Свобода
В Хабаровском театре драмы премьера спектакля для самых маленьких.
«Засюсюкают! Утопят в мимишности! Удавят агрессивным материнским эгоизмом! Набегут яжмати, будут фоткать, а потом устроят пытку рассматриванием почти одинаковых фотографий с их чадами!» — думалось по пути в Театр драмы на спектакль «Бэби-среда. Амур».
Это невероятно портило настроение. Ведь не скажешь яжмати, что ее чадо – так себе, что таких было настругано за время существования человечества миллиарды, и столько же, если не больше, ждет своего часа появления на свет!
А еще актеры наверняка что-то типа аниматоров изфальшивятся, изображая радость на фоне традиционно ярких декораций типа «вырви глаз». Мамочки будут от удовольствия тяжело дышать и подхрюкивать в особо, на их взгляд, удачных моментах, а дети невпопад громко рыдать в сдавливающих свободу и здравый смысл объятьях своих родительниц.
И на старуху бывает проруха, и даже Ванга ошибалась. Все оказалось с точностью до наоборот: яжматей практически не было, актрисы принципиально не походили на аниматоров, декорации были решены в пастельных тонах, дети если и орали, то не так оглушительно, не имитировали звук работающей бензопилы.
В Хабаровске к спектаклю «Маша и медведь», созданному по лицензии студии «Анимаккорд» и идущему перед праздниками на больших площадках города, и «Заинька» в Театре кукол, адресованному самым маленьким хабаровчанам, прибавился еще один — спектакль «Бэби-среда. Амур». Он поставлен московским режиссером Риной Гаевой, руководителем проекта «Бэби Лаб», в Хабаровском краевом театре драмы и комедии. И если два первых спектакля ориентированы на детей 2+, то, по уверению режиссера, на спектакль в Театре драмы могут приходить родители с детьми от 6 месяцев. И это здорово: чем больше спектаклей, тем лучше. Не водить же постоянно ребенка на одно и то же представление!
Интерактивное действо усилиями Василия Казанцева, автора музыки, певца и исполнителя, превратилось в полноценный мюзикл, а точнее, в музыкальное ревю.
Стоит отметить, что все песни были написаны на стихи Анастасии Орловой. Ее критики называют одной из самых ярких представительниц сегодняшнего поэтического поколения.
— Я даже не подумала, что из этого получится полноценный двухчасовой мюзикл, — удивилась Рина Гаева. — Ели бы не Василий Казанцев, мы пошли бы другим путем. Мне повезло работать с таким композитором и музыкантом, который подключился сразу, и получилось, что у нас непрерывная музыкальная композиция, перетекание из одного в другое.
Для ребенка главное — ритм, а смысловая нагрузка, она больше для родителей. А в совокупности — кто-то начинает ребенку пересказывать, напевать…
Чем отличается этот спектакль от взрослых представлений? Главное — это работа актеров с объектами: перышком, бумагой, деревянными коробочками, а не с публикой. Дети с энтузиазмом рвали бумажки, стучали по коробочкам, делали все то, что часто мамы не дают делать, по крайней мере открыто. Детям как воздух нужна свобода!
— И эта свобода достигается довольно простым путем — разной фактуры бумажки, перышки, меховые комочки, деревяшки, грецкие орехи. Воображение ребенка еще никакими рамками не задавлено, в отличие от взрослого — в коричневую бумагу, например, нужно селедку заворачивать, а белую на стену клеить. Мы предлагаем нашу трактовку, а дети добавляют, поэтому мы говорим, что дети в этом спектакле — наши соавторы. И каждый спектакль – новое произведение и новая авторская картинка.
Актеры Рената Хазиахметова, Марина Клепалова и Анастасия Зарецкая сначала казались безучастными, а вокруг – малыши, а чуть дальше – настороженные мамаши: «Как бы не раздавили!». Но музыка, работа с предметами, само действо — сначала неторопливое, а потом ускоряющееся, как водоворот посреди спокойного моря, вовлекали детей. И мамы, глядючи на чад, стали расслабляться.
— Самое страшное было увидеть детей и понять: если я упущу какую-то ниточку, начнется полный шалман и все развалится, — сказала Рената Хазиахметова. — Я знаю, что дети — самые честные. Можно обмануть любого взрослого, но ребенка — никогда. Когда видишь ребенка, начинаешь улыбаться, строить из себя кого-нибудь, смеяться, когда тебе не смешно. А потом понимаешь: не надо. Зачем? Будь человеком! Будь водой — принимай-отдавай -смотри-работай с предметом, исследуй его. Ребенок сразу же подключается к этому исследованию, и не надо тянуть за руку, навязывать. Одни быстрее включаются, другие медленнее. У нас, в спектакле, можно все. Возможен ли такой спектакль для взрослых? — Рената задумывается: — Это будет очень сложно.
Проекту «Бэби Лаб» четыре года. В рамках этой программы создаются отдельные спектакли на разных площадках.
— Сначала мы лабораторили, привлекали европейских режиссеров делиться опытом, — вспоминала Рина Гаева. — Осознание, что ребенок с самого рождения, а может, и раньше, в утробе, самоценен, появилось в Европе раньше, чем в России. К маленьким людям должно быть отношение такое же уважительное, как и к большим.
Итальянский театр La Baracca – Testoni Ragazzi 11 лет реализует программу «Маленький размер – большие граждане», которую проводит с партнерами в Европе с одобрения Европейского сообщества. 12 стран — участниц проекта в течение 8 лет проводят мастер-классы для воспитателей, педагогов и психологов, ставят спектакли для детей от 8 месяцев до 3 лет, реализуют программы по продвижению актерского мастерства для совсем маленьких.
Спектакль рождался из актерских воспоминаний, чувствований. Артисты обнулились и начали говорить то, что важно. А потом рождались этюды, а из этюдов — сцены, нить действа. В этом спектакле смыслов много, и каждый найдет какой-то свой.
— Для меня в этом спектакле ключевое слово — «поток», «течение». Поэтому и персональная идентификация актера не как человека, который получил роль, а именно как личности, — говорит Гаева. — Это не все могут. Я говорю актерам: уберите мимику, уберите свои штампы. Это плохо, когда актер все время скрыт за маской. Как на новогоднем утреннике. Само действо неинтересно детям, интересно получить подарок. А бэби-театр, считаю, самый честный театр, потому что до трех-четырех лет дети не умеют притворяться. Если неинтересно, то ничего не сможешь сделать — актерскими поддать: усилить звук, дыму подпустить или воздействовать яркими цветами. Ребенку интересно само явление – рука, кусочек бумажки, перышко. Актеру не нужно обязательно иметь ребенка, нужно просто любить и уважать детей.
Возвращаясь домой, думал, что завидую сегодняшним детям: у них разнообразное, яркое, красочное детство. Может быть, шоколад и был доступен, но кто сказал, что он полезен, когда его много? Однозначно, что такого театра у нас не было, и уважения к детскому миру такого не было.
Автор — Юрий Вязанкин
НА РАССЫЛКУ ТЕАТРА.