ЭТА ИСТОРИЯ ВОЛНУЕТ И ГАЛЁРКУ, И «ЦАРСКУЮ ЛОЖУ»
В Хабаровске на протяжении двух дней с аншлагами (хотя цены на билеты кусались) прошел нашумевший спектакль Никиты Михалкова «12». Трехчасовая постановка, полная злободневных вопросов о нашей сегодняшней жизни, думается, не оставила равнодушным никого. Неслучайно зрители потом еще долго аплодировали стоя.
Визит Михалкова в Хабаровск — событие неординарное. Потому что сам Никита Сергеевич, как бы кто к нему ни относился, — это мэтр, глыба, легенда… А тут еще такой спектакль!
Помимо самого Никиты Сергеевича на сцене Хабаровского музыкального театра выступили Владимир Долинский, Николай Бурляев, Сергей Степанченко, актеры Центра театра и кино под руководством Н. Михалкова и выпускники его академии.
Постановку спектакля Никита Михалков (до этого, в 2007 году, он, как известно, снял фильм «12») осуществил совместно с драматургами — братьями Пресняковыми. Премьера прошла весной 2021-го в Историческом зале Большого театра в Москве. В краевой столице спектакль состоялся благодаря нацпроекту «Большие гастроли».
«Коля, я плачу на твоём монологе»
— Может быть, это прозвучит нескромно, но я уверен, что этот спектакль надо показать по всей стране, — говорит Никита Михалков. — Потому что эта история актуальная и потому что она для всех и про всех. Важнейшее качество спектакля в том, что он волнует и трогает и тех, кто на галёрке, и тех, кто, образно говоря, в «царской ложе». Знаете, когда зал забит и люди смотрят так, что тишина звенит и не замечают, как проходят три часа, это говорит само за себя.
В спектакле нет героя. Энергия 12 — и есть герой. Именно эта энергия должна захватить зрителя. Поэтому никто из 12 не будет «выключен» из действия, когда закончится его текст.
Сама история о том, как 12 присяжных сначала были готовы засудить парня, обвиненного в убийстве отца, но потом его оправдали, для Никиты Сергеевича знаковая. Когда он был студентом III курса Щукинского театрального училища (это было более полувека назад), он поставил там как режиссер спектакль «12 разгневанных мужчин» (по сценарию американского драматурга Реджинальда Роуза). Это была самостоятельная студенческая работа.
Постановка произвела впечатление даже на снобистских преподавателей «Щуки». Правда, сам Михалков к тому времени был… отчислен из училища за «систематические нарушения учебной дисциплины» — съемки в кино, что в то время было строго запрещено студентам. Поэтому репетиции, как вспоминает Николай Бурляев, шли по ночам. Кстати, Бурляев и тогда сыграл роль одного из присяжных заседателей, и сейчас.
— Это вообще другой спектакль, когда-то это была американская история с американскими героями, именами, их проблемы, — считает Никита Михалков. — То, что происходит на сцене сейчас, — социальный срез нашего общества, в котором из прежней пьесы взята только идея.
Говоря о нынешней постановке, Николай Бурляев признается: однокашник и сокурсник Никита Михалков на репетициях «выжимал все соки», полгода каждый день репетируя с артистами по 6-7 часов.
— Он мне говорит: «Коля, я пла́чу на твоем монологе». Я не знаю, что там плакать. Но такая реакция режиссера, который все сам выстроил. Так что я счастлив, что подарила мне судьба работу с выдающимся режиссером, — говорит Николай Бурляев.
Мостик между кино и театром
В новой постановке речь идет уже не об американском подростке, выросшем в трущобах Гарлема, а чеченском мальчике-сироте. Его обвиняют в убийстве приемного отца — русского офицера. У следствия неопровержимые улики против парня. Но требуется, чтобы присяжные проголосовали за обвинительный приговор единогласно. 12 мужчин-присяжных собираются в спортивном школьном зале, чтобы вынести вердикт «виновен» за полчаса.
Одиннадцать присяжных согласны с обвинительным приговором, торопятся формально проголосовать и разойтись. Лишь один из 12 голосует против. В нем поселилось сомнение. Он заставляет остальных заняться обсуждением всех обстоятельств дела всерьез.
Присяжные вновь перебирают факты, становится ясно, что чеченского юношу подставили. Один за другим люди меняют свое мнение, а затем единогласно выносят вердикт: «не виновен». В конечном итоге сомнение одного человека решает судьбу обвиняемого. Это история о том, как сострадание, внимание к ближнему способны помочь человеку, оказавшемуся в беде, почти в безвыходном положении.
На сцене появляется и чеченский мальчик Умар (его играет Рамиз Кялбиев). Сначала в клетке — как загнанный в ловушку, забытый всеми зверек. Пронзительно в ночной тишине звучат его слова: «Мне холодно. Я замерз». Затем — свободным, но потерянным, и наконец счастливым.
«Не бойся, иди сюда. Я тебя усыновлю», — говорит, обнимая юношу, герой Никиты Михалкова, боевой офицер, так же, как когда-то это сделал на экране убитый приемный отец Умара — тоже российский офицер.
И, видимо, на радостях мальчик танцует лезгинку. Да как! Вместе с Рамизом Кялбиевым лезгинку исполняет детский московский ансамбль абхазского танца «Амцабз» (под руководством Лаши Марыхуба). Это действительно большое искусство.
Интересным решением стало появление на сцене гигантской экранной сетки, ставшей своеобразным мостиком между кино и театром. На ней в нужный момент появлялись кадры из фильма, посвященные детству невидимого, но такого важного героя этой истории — обвиняемого юноши.
— Скажу честно, были невероятные сложности с доставкой реквизита через тысячи километров. Наша команда за ночь смонтировала сцену. Но всё это за кадром, главное, что ты доносишь зрителю. Мы просто делаем то, что понимаем и умеем без бессмысленного эпатажа, — отметил Никита Михалков.
Нельзя заставить зрителя сострадать
Почему так важно восстановление справедливости, поиск истины, которая, на первый взгляд, никому не нужна? Ведь мальчик, которого судят, — сирота. Ну отправят его в тюрьму, никто же не будет страдать.
— Тема справедливости и несправедливости вечная, — размышляет Никита Михалков. — Если хотите, это часть нашего русского национального кода. Справедливость и сострадание — ключевые вещи для русского человека.
Равнодушие и зависть губят его, лишают веры в эту самую справедливость.
Мы порой не хотим тратить время на то, что нам не интересно и не выгодно, а мы должны научить себя это делать. Мир удивило, что русские готовы защищать русских, и нас самих тоже это удивило! Да, мы такие! Добросердечие и сострадание — величайшие наши качества.
Возможно, из-за нашей огромности мы долго не реагируем на мелкие обиды. Нам бросают вызов, мы не отвечаем, молчим. Это формула русского человека! Но у этого должен быть предел, ибо потом наступает момент, когда начинается такое, что уже не остановить. Что теперь в мире и происходит.
Так что нынешний спектакль о том, что люди должны оставаться людьми и протягивать руку помощи ближнему своему и дальнему, как никогда, актуален.
Впрочем, на пресс-конференции, которая состоялась в преддверии спектакля, речь Никита Михалков вел не только о привезенной постановке.
По его признанию, в последние годы в театре и кино происходит потеря поиска смысла. Режиссеры научились, как делать, но не понимают, что. Можно научиться механически снимать и монтировать кино, но нельзя заставить зрителя чувствовать и сострадать, если ты сам этого не умеешь. Но, к счастью, остается пока еще божественное желание человека постичь суть вещей, смысла существования твоих героев.
— Один старец сказал гениальную вещь: «Жестокая правда без любви — есть ложь» Вы только вдумайтесь в смысл! Любая жестокость, кровь, несправедливость на экране будут неправдой, если ты не любишь своих героев, — подчеркнул Никита Сергеевич.
Есть продюсерское кино. Это когда у режиссера нет времени репетировать с актерами, потому что надо снимать. Появилась даже такая поговорка: что получилось, то и хотели. Это, по мнению Никиты Михалкова, самое страшное. Серьезный режиссер должен находить возможность работать с актерами задолго до того, как включаются камеры.
Мэтр также заметил, что публика порой называет постановки Центра театра и кино под руководством Никиты Михалкова новым театром.
— Ничего нового. Просто делаем все так, как нам, кажется, нужно делать. То, что понимаем и умеем, и так, как мы хотим ставить, — рассказал Никита Сергеевич о спектакле «Метаморфозы», ставшем визитной карточкой Центра.
Именно в этой постановке, художником которой так же, как и в спектакле «12», выступает Юрий Купер, впервые появился ставший уже фирменным экран.
Кстати, есть надежда, что любители театра Хабаровска смогут увидеть и этот знаменитый спектакль.
— Не буду сильно расхваливать. Если очень захотите, то, может, привезем вам и «Метаморфозы», — пообещал Михалков.
Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.
Источник — ТоЗ
НА РАССЫЛКУ ТЕАТРА.