Эксперименты ради школьников
В краевом театре драмы стартовала ежегодная режиссерская лаборатория. На этот раз она весенняя, а не зимняя, а ее участники собираются всерьез переосмыслить школьную классику.
— Конечно, мы хотели сделать ее раньше, в феврале, но собрать вместе творческих людей из разных городов — достаточно сложная задача, — улыбаясь, объясняет завлит театра драмы Галина Родэз. — На этот раз к нам приехали четыре режиссера: Джемма Аветисян из Новосибирска, Вера Попова и Илья Мощицкий из Санкт-Петербурга и Елена Ганум из Минска.
Обсудим с педагогами
Кандидатуры, как и предыдущие два раза, подобрал экспертный совет из трех серьезных театральных критиков. Оксана Ефременко из Новосибирска, Татьяна Джурова из Петербурга и Павел Руднев из Москвы (они же, к слову, каждый год отвечают еще и за лекционную программу лаборатории) нашли интересных творцов, готовых ради романтики и эксперимента приехать к нам на край земли раскрывать заданную тему. А вот ее, кстати, заявил сам театр.
— Привлечение школьной аудитории в театр очень важно, думаю, все это понимают, — подчеркивает Галина Михайловна. — Не только мы, но и педагоги этого хотели бы. Другое дело, что многие из них считают, что произведения из учебной программы должны выглядеть на сцене так же, как задумывалось изначально…
То есть, на минуточку, век или даже несколько столетий назад. Сами подростки, понятное дело, хотели бы видеть несколько другое. И у «драмы» вполне амбициозная задача — свести эти концы вместе. Так что показы 20 марта закономерно предваряет лекция Оксаны Ефременко «Пять спектаклей по школьной классике: стратегии коммуникации в режиссерском театре». А если проще, то кандидат культурологии и эксперт театральных премий и фестивалей расскажет, можно ли свободно интерпретировать классику. И покажет на современных примерах — русских и зарубежных.
— Встреча специально предназначена для преподавателей школ и техникумов, — уточняет завлит театра драмы. — Нам нужен этот диалог.
Зрителя — на сцену!
Приглашенным режиссерам за неделю нужно подготовить четыре эскиза спектакля. Рамки темы они, правда, расширили: не только школьная программа, но и внеклассное чтение. Поэтому в ходе лаборатории поставят малоизвестные пьесы знаменитых русских писателей: «Савву» и «Катерину Ивановну» Леонида Андреева, «Событие» Владимира Набокова и «Шарманку» Андрея Платонова.
— Живых деревьев под софитами и других сенсаций, конечно, ждать не стоит — времени очень мало, — говорит Галина Родэз. — Но оригинальные ходы обязательно будут.
Однако не получится ли так, как зачастую бывает при творческой работе такого формата — когда безусловно любопытный результат нельзя показывать несовершеннолетним?
— Общий возрастной ценз лаборатории 16+, так что старшеклассникам к нам можно, — отвечает Галина Михайловна. — Понятно, что это не та история, на которую отправляются всем классом. Обычно на показы эскизов приходит специфический зритель — наши коллеги из других театров, студенты института искусств, но есть и просто продвинутые горожане, которые неравнодушны к театру. Бывают, конечно, и те, кто встает и уходит. Но они просто попали не туда, куда хотели.
И это, в общем, понятно: постоянную публику краевого театра драмы вполне можно назвать консервативной. Она ценит проверенные временем шедевры мировой драматургии и старые добрые комедии. Впрочем, и тут коллектив театра пытается выстроить мостик, каждый год после обсуждения со зрителями оставляя одну из постановок режиссерской лаборатории в постоянном репертуаре.
— Первая принесла нам спектакль «Аппликация», вторая — «Новые страдания юного В.», — перечисляет завлит «драмы». — Посмотрим, что принесет третья…
Давайте посмотрим и мы.
Кстати
Показы и лекции весенней режиссерской лаборатории пройдут в краевом театре драмы с 20 по 22 марта. Подробную программу смотрите на сайте habdrama.ru.
Спустить стихи с Олимпа
В субботу, 21 марта, мир отмечает День поэзии. В грядущий выходной можно пойти на очередной творческий вечер, а можно наконец узнать, что происходит со стихами в современной России. Потому что, к сожалению, сегодня это мало кому известно.
— Здесь собраны вещи, которые когда-то побудили одного из крутых поэтов написать стихотворение, — куратор выставки «Поэзия всего» Антонина Климина указывает на груду в переднем углу зала: игрушечный самолет, пылесос, книга по импрессионизму, моток красных ниток и бог знает что еще. —Их 93 штуки, и за каждой интересное произведение. Поэтому инсталляция так и называется — «Вдохновение». Для кого-то это волосок, прилипший к мылу, картошка или кубик Рубика. В общем, что угодно.
Не знать — это нормально
Нынешнюю экспозицию Антонина, психолог, тренер по творчеству и организатор поэтических слэмов, готовила три года. Она объединила работы с двух предыдущих тематических выставок и замысел как можно полнее охватить литературную карту страны. В итоге собралось 25 авторов и художников из семи городов — получился вполне разнообразный и выразительный ландшафт. На нем уместились графические эксперименты со словом от красноярской «Банды поэтесс», арт-объект из оргстекла на основе строк представителя уральской школы Алексея Сальникова, видеопоэзия* от молодых сибиряков, выразительное чтение верлибров прибалта Сергея Тимофеева и украинца Юрия Смирнова.
— «Поэзия всего» — выставка для тех, кто мало знает о современной поэзии, — сразу говорит куратор. — Многие не понимают, что в ней происходит, и это абсолютно нормально. В такой узкий и закрытый мир, которым она является сегодня, еще нужно влезть. Здесь можно составить о ней свое непредвзятое мнение. Ну и понять, что это еще и прикольно.
Из прикольного — коллажи, панно в технике энкаустики и диджитал-графика** в качестве иллюстраций, холсты со спонтанными впечатлениями от звучащих строф, блэкауты***, куб с проектором, в который нужно залезать на четвереньках, и ноги ирландских танцоров, старательно выстукивающие основные стихотворные размеры (на видео, конечно). Отдельный аттракцион — лего-поэзия: хабаровчанка Анастасия Кушнарева зашифровала стихотворение Веры Павловой с помощью детского конструктора.
Все это, по мнению Антонины, нужно для того, чтобы наконец привести поэтов нашего времени к широкой аудитории, которая из ныне живущих авторов знает в основном Веру Полозкову. О ней, кстати, на выставке тоже упоминается — среди четырех значимых имен, оказавших влияние на поэзию рубежа XX и XXI веков. Рядом с ней — Григорий Дашевский и его стихи-афоризмы, Ольга Седакова и ее духовный поиск, Линор Горалик и ее пронзительная повседневность.
Странная элитарность
С мнением о том, что стихам достаточно просто читаться и звучать со сцены, куратор выставки не согласна:
— Я люблю объемные проекты и стремлюсь привлечь в них как можно больше интересных людей. Поэзия бывает разной. Да, простая лирика хорошо звучит со сцены. Но это только один очень узкий сегмент. А остальное? То, что сложно воспринимать на слух, например? Сегодня поэзия, прямо скажем, не считается флагманом современного искусства. И в ней сохраняется та странная элитарность, когда люди пишут для себя и своих коллег, оставаясь, как боги на Олимпе, невидимыми для большинства смертных.
Почему эту ситуацию нужно менять?
— Потому что зачастую у поэта, кроме его стихов, ничего нет, — объясняет Антонина. — С ними сегодня не снискать славы и не заработать денег. А у него нет выбора, писать или не писать. Поэтому многие служат своему делу очень искренне и абсолютно бескорыстно. Это восхищает.
Еще одна болевая точка сегодняшней литературной ситуации — консерватизм и приверженность старым способам публикации, таким как толстые литературные журналы. Ведь в России действительно есть авторы моложе тридцати, которые печатаются только там.
— К сожалению, такой путь уже не работает, а адекватных электронных ресурсов, которые могли бы взять задачу на себя, очень мало, — говорит она.
И это не сайт Стихи.ру или публичные странички в соцсетях типа «ВКонтакте». Хотя одну, «Орден кромешных поэтов», Антонина все же отмечает. Остальные перечислены на стене в центре современного искусства «Артсерватория» — перед ними оказываешься, обойдя «Поэзию всего» по кругу. Электронные журналы «Лиterraтура», «Формаслов» и «Незнание», ресурс «Журнальный зал» — их адреса легко подскажет любой интернет-поисковик.
— И если вам что-то не нравится, просто идите дальше и помните, что это нормально, — шутя заключает Антонина. — А если что-то западает в душу и отзывается — прекрасно. Значит, диалог состоялся.
Кстати
Выставка «Поэзия всего» в центре «Артсерватория» работает до 29 марта.
* Видеопоэзия — клипы на звучащие стихи (примерно такие же, как на песни).
** Диджитал-графика — работы, которые художник рисует с помощью компьютерных технологий.
*** Блэкаут — вид экспериментальной поэзии, когда автор берет готовый текст и закрашивает часть слов, оставляя только нужные. Таким образом получается новое литературное произведение.
Шоу-лица краевой столицы
28 марта. Лолита. Городской дворец культуры
С праздничным концертом, который начнется в 18.00, в краевую столицу приедет одна из самых ярких певиц российской эстрады. Известность она получила не только благодаря своим песням, но и телепередаче «Лолита. Без комплексов». Сейчас артистка активно гастролирует, а также появляется в качестве гостя на всевозможных развлекательных шоу на YouTube.
29 марта. Константин Райкин. Городской дворец культуры
Актер, профессор, руководитель московского театра «Сатирикон» приедет в Хабаровск с моноспектаклем-концертом «Самое любимое». Константин Аркадьевич прочитает стихи Давида Самойлова, Николая Заболоцкого, Николая Рубцова, Осипа Мандельштама, Александра Пушкина и Лопе де Вега, которые сопровождают его в течение всей жизни. Также не обойдется без рассказов и миниатюр о профессии и великом отце. Кулисы откроются в 18.00.
9 апреля. «Фальшивая нота». Хабаровский краевой музыкальный театр
На сцене будут бурлить страсти и интриги. Французскому драматургу Дидье Карону удалось создать полудетектив в одном действии. А народный артист Семен Стругачев и заслуженный артист Артур Ваха своей отличной актерской игрой порадуют зрителя. По сюжету, знаменитый дирижер раздражен после выступления, да еще и поклонник никак не отстает. И тут возникает вопрос: кто же на самом деле этот таинственный поклонник? Узнать это вы сможете в 19.00.
21 апреля. «Открытые БеспринцЫпные чтения». Хабаровский краевой музыкальный театр
Гала-концерт общероссийского литературно-театрального фестиваля вновь состоится в Хабаровске. В этот раз вместе с автором проекта писателем Александром Цыпкиным приедет актриса Ингеборга Дапкунайте. Кроме произведений уже знаменитых писателей артисты прочтут творения местных авторов, а также на фестивале выступят городские артисты. Начало в 19.00.
Источник — Хабаровские вести
НА РАССЫЛКУ ТЕАТРА.