Противодействие коррупции
Уважаемые зрители!

Хабаровский краевой театр драмы предлагает воспользоваться услугой «Подарочный сертификат». Это отличное решение вечного вопроса «Что подарить»? Подарите близкому человеку радость посещения театра, сохранив при этом возможность выбора спектакля, даты, времени по его усмотрению.

Подарочный сертификат — своеобразный «билет с открытой датой» в мир театра, мечты и праздника! Если Вы не знаете, что подарить своим любимым, близким и родным, то подарочный сертификат «Вечер в театре» станет прекрасным подарком к любому праздничному поводу.

В продаже имеются подарочные сертификаты «ВЕЧЕР В ТЕАТРЕ» номиналом: 500, 1000 и 2000 рублей.

Приобрести подарочные сертификаты вы можете в кассе театра.
Телефон для справок: 30-68-25

Правила приобретения и использования сертификатов.

17 апреля 2018

Егор Чернышов: Я всегда оставляю актеров почти без трусов

В Хабаровском театре драмы и комедии представили премьерный спектакль, поставленный   по мотивам одного из самых скандальных произведений начала двадцатого века.

«А вот это тебе рановато еще читать»,  – говорила мама мне,  тогда еще пятикласснику. Отчасти она была права, хотя кто такие проститутки, я тогда знал, теоретически, потому что в советское время среди соседей и друзей таких не водилось. Конечно, после такой рекламы я взахлеб прочитал «Яму» Александра Куприна.

Идя на спектакль  драматурга Вячеслава Вербина, который переработал в пьесу когда-то скандальную повесть русского классика,  и санкт-петербургского режиссера Егора Чернышова в Хабаровский театр драмы и комедии,  пытался вспомнить те детские эмоции.

Почему-то в голову лезли «Эммануэль», «История мадам О» и прочие  эротические  шедевры из 90-х. А  потом почему-то нахлынули всякие мысли о политике, о том,  как бы не скурвиться совсем, о том, что в проституции, как ни странно, есть пусть и с душком, но определенная честность: есть спрос, есть и предложение. Да и по древности она не уступает профессии рассказчика, т.е. журналиста.

Воображение рисовало пряные картины с толстыми безобразными весталками в грязных полуспущенных  дырявых чулках а-ля танцовщицы в кинофильме «Кабаре»,  почему-то среди искусственных пальм и  велюровых диванов и пуфиков, что придавало некоторую томность и загадочность настроению. И как сполох – не повесть «Олеся», та,  по которой поставили кинофильм с Мариной Влади в главной роли, а именно «Гранатовый браслет».

На сцене ничего не было лишнего, почти бесцветье, словно страстей человеческих в природе не бывает. А ведь верно, понимая, что ложь стала обыденной действительностью, мы не ищем в этом грязненькое, порой придаем этому человеческие черты, такое обыденное бесцветье.

Спектакль получился вкусный, пусть холодноватый, не пряный, не острый, но исполненный болью и попыткой тайной проскопии — поди, вычисли предсказанное. Такое смотреть надо несколько раз.

Хороша была сначала экономка, а потом и хозяйка борделя немка Эмма (артистка  Анжелика Мельничук).  Пройдя «и Крым, и рым», она была похожа на дьявольскую пружину, сжатую до невозможности, внешне холодную, почти бесстрастную, так, полунамеки – полуфразы, чтоб почти в финале взорваться. И именно в ее крике слышалась мелодия предстоящей революции: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…». И плевать на жертвы. И всем на дно!

Как двигалась, как бросала реплики сочная брюнетка Генриетта (Валентина Любичева)! В ее почти материнской продажной любви вдруг проскальзывала нотка боли, и  вся эта развратность как шелуха спадала. Так опавшие листья под натиском ветра обнажают старинную скульптуру, сброшенную с пьедестала, чтобы вновь засыпать, замуровать под собой.

Революционерка, она же проститутка Тамара (Татьяна Малыгина), такая невзрачная, что даже   непонятно, кто на такую проститутскую бледность позарится. И кто бы мог подумать, что за этой женской вялостью кроется чудовище, почище, чем немка Эмма.  И если проявлялось нечто человеческое —  ее благодарность, так  к товарке по ремеслу, подруге Жене (Анна Чеботарева).

Главная роль – это и счастье для актрисы,  и бремя ответственности: почти  весь спектакль быть на острие,  держать все действо на своих хрупких плечах. И это получилось у Анны Чеботаревой. Трагизм главной героини не был ни сочным, ни ярким, он был органичным и исполненным правды, почти бытовой – без заламывания рук, закатывания глаз и прочей актерской чепухи, которой лет уже, наверное, 60 грешит провинциальный русский «психологический» театр.

Стоит добавить, что почти обнаженность актрис, а точнее, белая пеньюарность, может быть,  вначале придавала некую перчинку, но уже через пять минут действа подчеркивала обнаженность чувств, нежели тел.

И еще были песни. Этот спектакль  — почти мюзикл. Тексты — начала прошлого века, мелодии – авторские, современные, актуальные.

—  Была поставлена режиссером задача сочинить не чернуху, а сделать музыкальную историю светлой, чтобы был контраст между тем, что происходит, и внутренней личной чистотой, — рассказал автор песен Сергей Ушаков.

И в этом контрасте, в этой почти обнаженной тайне кроется загадка. Может быть, в лживое время всякая правда кажется загадкой.

— В ситуации, когда наше общество разделилось на слуг и господ,  «Яма»  нам просто необходима. Не было еще столь явно,  столь противно. Этот социальный протест, который заложен в главной героине – Жене, нам сегодня необходим, протест против тех, кто возомнил себя хозяевами жизни, — считает Егор Чернышов, режиссер спектакля. —  Зритель по-разному воспринимал и будет по-разному воспринимать этот спектакль. И слава богу! Противоречивые оценки неживое не вызывает.

Сцена была почти пуста в спектакле: стулья, светильник и микрофоны на стойках. Ничего лишнего, что отвлекало бы от обнаженности актерской игры.

— Я всегда оставляю актеров голыми, почти без трусов. Они  часто закрываются бытовыми деталями, а их раскрывать нужно, так, чтобы энергия была вложена  в раскрытие темы, в обаяние, в ритм, а не закрывать их в мулечки, быт, папиросочки. Не создавать эдакую копеечную  правденку, которая загораживает настоящее.

Пожалуй, это случилось.  Актерское существование было почти лишено  этой самой  «правденки». Так, легкие штрихи, которые буддируют зрительское восприятие, заставляют фантазировать, становиться соавтором спектакля.

— Это перевод Александра Куприна не в пост-Чехова, а в пред-Брехта. Мы увели Куприна в открытую энергию брехтовского театра. Такого никто  до нас не делал. «Яма» была написана в 1915 году,  а премьера «Трехгрошовой оперы» Брехта состоялась в 1928-м.  Вот почему в моем спектакле и песни, почему он и эпичен. Тема бесконечного отсутствия самоуважения, рабство в головах, холуйство — эта тема сегодня невероятно важна.  Проблема не в том, что  проститутки готовы продаваться, проблема в том, что мы готовы это покупать. Проблема  в нас.

Автор — Юрий Вязанкин

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Наверх