ДРАМА ЕЛЕНЫ КУЛИЧКОВОЙ
Елена Куличкова — счастливый человек. Мало того, что она всю жизнь занимается любимым делом, так еще отмечает сразу два праздника подряд — День работников культуры и Международный день театра. Кстати, на днях Елене Юрьевне присвоено звание «Заслуженный работник культуры Хабаровского края».
У неё всё получается
Что ж, как говорится, заслужила. Ведь Елена Куличкова уже более тридцати лет служит в Хабаровском краевом театре драмы. При этом, на первый взгляд, считается «бойцом невидимого фронта». Это артисты всегда на виду, а Елена Юрьевна — начальник отдела работы со зрителем.
Впрочем, одними зрителями ее работа не ограничивается, поскольку в театре все взаимосвязано. Скажем, отправляются артисты в Москву на фестиваль «Золотая маска», и Куличкова с ними. Или приезжают в Хабаровск на гастроли, например, Вахтанговский театр, «Современник» или Et Cetera под руководством Александра Калягина, и Елена Юрьевна опять на «передовой».
Всех надо встретить, разместить, проводить, провести рекламную компанию, чтобы привлечь зрителя. В общем, решение многих задач осуществляется благодаря опыту и мастерству Елены Юрьевны.
— Когда надо решить какой-нибудь трудный вопрос, мы поручаем это Куличковой. Уж не знаю, как у нее все получается, но главное — обязательно добивается результата, — говорит о своей коллеге руководитель литературно-драматической части, зав. труппой театра Галина Родэз. — Знание театра и его людей, приобретенный индивидуальный стиль в работе, стремление быть всегда нужной людям и полезной в коллективе принесли ей огромную популярность как в Хабаровском крае, так и за его пределами.
Сейчас Елена Куличкова из персонала театра, если не брать артистов, самая старшая по годам работы здесь. Зато сама она успела застать в деле таких корифеев, как Юрий Машков, Мария Барашкова, Светлана Глебова, Раиса Шляхова, Мирослав Кацель… Даже модельер-закройщик Сергей Алексеевич Бородин, который работал в театре с самого первого дня, тогда еще был на посту.
Приходите завтра
В сам театр Елена попала случайно. Она только что окончила среднюю школу и собиралась стать артисткой. Но жизнь распорядилась иначе.
— Сколько себя помню, всегда участвовала в самодеятельности, занималась в театральном кружке, пела в хоре, окончила музыкальную школу, — рассказывает Елена. — При этом мечтала поступать в цирковое училище.
Но ближайшее было в Иркутске. На семейном совете решили, что лучше синица в руках, и после окончания школы девушка поехала в Биробиджан, в училище культуры и искусств.
Со всеми заданиями справилась, по конкурсу прошла, но тут вмешалась мама: «Может, все-таки попробуешь поступить дома, в Хабаровске же есть институт культуры».
— С мамой спорить не стала, — продолжает Куличкова. — Но для полного счастья мне не хватило полбалла. Однако в институте меня успокоили: пройди стажировку в театре хотя бы две-три недели, и мы тебя зачислим.
В надежде заработать недостающие баллы Лена и переступила порог драмы. А дело было в августе, в театре тишина…
— Встретилась мне одна женщина, которая впоследствии оказалась зам. директора по технической части Раиса Михайловна, — рассказывает Елена Юрьевна. — Объясняю цель визита.
Раиса Михайловна говорит: «Я в основном ответственная по решению технических и хозяйственных вопросов. Так что тебе, деточка, надо к Валерию Михайловичу Кириллову, который отвечает за зрительскую часть. Но его сегодня на месте нет, так что приходите завтра».
«Подайте мне Валерия Юрьевича!»
А назавтра произошла запутанная ситуация, вполне достойная киносюжета. Куличкова ведь сама по отчеству Юрьевна. Вот и перепутала. И когда ее спросили на вахте театра: куда, мол, идете… — девушка, не задумываясь, сказала: «Мне к Валерию Юрьевичу!» А надо ведь было к Валерию Михайловичу.
Вся пикантность ситуации заключалась в том, что тогдашним директором театра драмы являлся Валерий Юрьевич Погоржельский. Так что Куличкову отправили напрямую в директорский кабинет.
Понятно, что Погоржельский вовсе не ждал юную особу (хотя девушка и уверяла, что ей назначено): «Какая Лена? Какая практика?» Тем не менее Валерий Юрьевич выслушал Куличкову. Когда же наконец-то все выяснилось, директор призадумался: «Что же нам с тобой делать? Вакантных мест у нас вроде бы нет».
Видимо, напор Елены, которая вот так запросто ворвалась в его кабинет, Погоржельского подкупил. И он в итоге придумал, как занять настырную девушку.
«Труппа скоро отправляется на гастроли в Комсомольск-на-Амуре. Поедешь администратором», — то ли спросил, то ли утвердительно сказал директор.
«Так я вроде ничего такого не умею», — мелькнуло в голове у Куличковой. Но ее уговорили. Пошли оформляться, но тут возникла небольшая неувязка: выяснилось, что Куличкова еще не совершеннолетняя. А ведь администратор — лицо материально ответственное.
— Ну и тут придумали лазейку, — улыбается Елена Юрьевна. — Мама написала расписку, что несет материальную ответственность за дочь, и я отправилась в неизвестность.
Валерий Погоржельский, напутствуя юного администратора, сказал: если ты, дескать, сейчас выдержишь — в культуре будешь работать.
«Боевое крещение» выдержала
— Со мной на те гастроли поехали, наверное, 25 артистов, — продолжает Куличкова. — Среди них — Мосин, Кацель, Лычев, Машков и… я — 17-летняя девочка, которая ничего не знает. Представляете?!
Но надо отдать должное труппе. Все по-отечески опекали девушку, огромная поддержка была и от Мирослава Матвеевича Кацеля, и от других мэтров.
Кстати, Сергей Лычев, который всегда в дорогу брал с собой гитару, уже в первый вечер в гостинице попытался поднять Лене настроение: «Ну что, девонька, всех артистов расселила? Пойдем, я тебе романсы попою».
Между тем в той поездке не все было так уж безоблачно. В Комсомольске-то труппу встретили, до гостиницы на автобусе отвезли. Но в планах были еще спектакли в Солнечном. А туда автобус, как выяснилось, никто не заказал.
И вообще, с транспортом в ту пору были проблемы — то запчастей нет, то бензина. Что делать?
Вот тут-то и начали проявляться организаторские способности Куличковой. Она пошла к местному начальнику по транспорту и с порога заявила: «Помогите с автобусом Хабаровскому театру драмы».
Когда же услышала отказ, не растерялась: «А вышестоящее начальство (головное предприятие-то было в Хабаровске. — Прим. авт.) заверило, что вы нам поможете», — схитрила Елена. И, представляете, нашелся автобус.
В общем, «боевое крещение» Куличкова прошла и собиралась было отчаливать: ее же ждали в институте культуры. Но театр не захотел девушку отпускать.
«Да зачем тебе поступать на актерский факультет? — напирал директор. — У тебя же организаторские способности! Лучше поступай в экономический вуз. А пока поработай у нас администратором.
Театр на колёсах
И в результате это «пока» растянулось на 32 (!) года. Послушав старших товарищей, Елена Юрьевна со временем окончила Хабаровскую академию экономики и права по специальности «Экономика и управление производством».
Времена в театре, конечно же, были разные. Особенно сложно, по воспоминаниям Куличковой, пришлось в 1990-х, когда людям откровенно было не до искусства.
— Бывало, в зале на спектакле насчитывалось всего-то 20-30 человек. Очень сложно было тогда заманить в театр. Даже школьники не шли. Но мы не унывали, искали разные пути выхода из ситуации.
Заключили даже как-то соглашение с управлением Дальневосточной железной дороги и устраивали акцию под кодовым названием «театр на колесах». Ездили по населенным пунктам края со спектаклями. Ночевали прямо в вагонах, там же были и реквизит, и декорации.
Но перед тем, как артистам отправиться в путь, по этому маршруту ездили администраторы, наводили мосты, встречались с местным отделом культуры, договаривались о датах проведения, заключали договора, готовили билетную программу… Вся организаторская работа проделывалась как раз сотрудниками зрительской службы.
Зритель должен быть другом
— Когда находишь контакт со зрителями и долго с ними работаешь, то мы уже, как друзья, — уверена Елена Юрьевна. — У нас ведь есть заядлые театралы, которые заказывают билеты на определенные ряд и место. Вот, например, семейная пара — Юрий Михайлович и Лидия Николаевна Болоцкие. Они всегда сидят на первом ряду и по много раз ходят даже на одни и те же спектакли. И таких активных зрителей у нас немало.
А вообще, мы работаем со зрителями разными методами. Для популяризации проводим розыгрыши и лотереи на праздники, спонсоров активно привлекаем.
— Бывают, конечно, в нашей работе и форс-мажоры, — продолжает Куличкова. — Артисты — ведь тоже люди, они могут заболеть, порой прямо в день спектакля. Тогда приходится в срочном порядке искать замену.
Но ведь зритель купил билет на определенный спектакль. А ему предлагают совсем другой, который он, возможно, уже ранее видел. Тогда стараемся с публикой идти на компромисс, полюбовно договориться.
Впрочем, в том, что Куличкова (с ее-то опытом!) может уговорить любого, лично я не сомневаюсь. Организаторские способности у Елены Юрьевны в крови.
НА РАССЫЛКУ ТЕАТРА.