АННА ЧЕБОТАРЁВА: «ЗРИТЕЛИ ЛЮБЯТ ГЛАЗАМИ»
Что главное для артиста? Конечно же, быть востребованным. Тогда и работа в радость. Анне Чеботаревой, которая без малого 20 лет играет на сцене Хабаровского краевого театра драмы, грех жаловаться на судьбу: она занята во многих постановках. Причем что ни роль, то ведущая!
То Анна появляется в образе Екатерины Николаевны Муравьевой в музыкально-исторической драме «Муравьев. Граф Амурский». То она Юлия Павловна Тугина в пьесе по А. Островскому «Последняя жертва», то Женька — в «Яме»…
Думается, запомнилась зрителям актриса по таким спектаклям, как «Собачье сердце», «Только для женщин», «Люкс для иностранцев».
От змеи до лисы Алисы
— Анна, а когда поняли, что сцена для вас — это всё?
— Не могу сказать, что любовь к театру у меня с детства. Мама нас с сестрой, конечно, водила на различные спектакли и концерты. Но более серьёзно заинтересовалась всем этим уже в старших классах.
Я была очень артистичной девочкой, и подружки постоянно советовали: «Аня, тебе в театральный вуз надо поступать!» Тем более в точных науках была несильна. А на вступительных экзаменах в Хабаровский институт культуры математику сдавать не требовалось.
Вот туда и помчалась сломя голову (улыбается). Руководителем нашего курса являлся Виктор Викторович Сорвин, в ту пору главный режиссёр ТЮЗа. Естественно, мы, студенты, тусовались в этом театре, меня даже хотели вводить в какие-то спектакли.
Но потом Сорвин из ТЮЗа ушёл. А на нашем дипломном спектакле побывал тогдашний директор театра драмы Анатолий Александрович Шутов. Видимо, я его чем-то зацепила. В итоге Шутов позвал меня в драму. И с тех пор я здесь, о чём никогда не пожалела. Это был 2004 год.
— И вскоре вы уже дебютировали на сцене в роли змеи в сказке «Василиса Премудрая»…
— Официально мой дебют состоялся сразу, как только пришла в театр. В то время главный режиссёр театра Николай Елесин поставил «Укрощение строптивой» и ввёл меня в массовку. Роль без слов, с танцами. А уже потом всё тот же Елесин взялся за сказку к Новому году. Вот там я была змеёй.
Вообще, люблю играть в сказках. Это тот материал, где можно расслабиться, подурачиться. Детки такие восприимчивые. С ними даже можно пообщаться во время спектакля. Юные зрители так все здорово принимают, отвечают на твои вопросы, подсказывают или, наоборот, вводят в заблуждение. Например, в сказке «Золотой ключик», где играю лису Алису, ребята мне кричали: «Уходи, не скажем, где Буратино».
Чтобы за душу брало
— Со сказками разобрались. Теперь давайте поговорим о более серьезных вещах. Несколько лет назад сразу два спектакля театра драмы — «Бесконечный апрель» и «Собачье сердце» — попали во внеконкурсную программу «Маски плюс» театрального фестиваля «Золотая маска». Вспоминаете эти работы?
— Конечно. Я очень люблю эти спектакли. Приятно, что их высоко оценили не только наши зрители, но и искушенная столичная публика. Тот же «Бесконечный апрель» — это история, где есть над чем подумать, что вынести.
Вообще, меня больше привлекают спектакли, где не просто хи-хи, ха-ха — посмеялся и забыл. Надо, чтобы цепляло, за душу брало, что-то в твоем сознании менялось. Считаю, что «Бесконечный апрель» как раз из таких.
«Собачье сердце» — тоже, на мой взгляд, спектакль особый. Неслучайно его очень любит молодежь. Понятно, что у зрителей старшего поколения в памяти сидит известный фильм с Евгением Евстигнеевым. Но у молодого питерского режиссера Николая Русского свой и достаточно интересный взгляд на эту тему. Кстати, Коля поставил в нашем театре два спектакля. Помните «Аппликации» на малой сцене? Я в нем тоже принимала участие.
— А что можете сказать об исторической драме «Муравьев. Граф Амурский», где вы сыграли жену главного героя?
— Для меня это прежде всего пласт для дальневосточников, красивая картинка. Когда начали ставить, я сама для себя узнала много нового. Безусловно, такие исторические вещи нужны и Хабаровску, и краю, и нашему театру. А здесь еще танцы, песни, спецэффекты… А какие наряды!
Зрители ведь любят глазами. Поэтому они с удовольствием идут и на историю о Муравьеве-Амурском, и на постановку о Геннадии Невельском. Мне и знакомые часто говорят: «Аня, ты нам возьми билеты на спектакль, ну тот, где красивые наряды и платья».
Сын уже выходит на сцену
— Интересно, а как относятся к вашей театральной жизни близкие?
— Мой муж никак не связан с театром. Но он уже, что называется, в теме, ходит практически на все премьеры. Хотя поначалу бывали трудности. У нас же репетиции утром и вечером. А в понимании мужчин жена должна быть дома, готовить ужин, забирать детей из детского сада… Но этот этап мы в свое время благополучно преодолели (улыбается).
Кстати, муж и своих друзей потихоньку приобщает к театральному искусству. Оказывается, в Хабаровске есть люди, которые вообще не бывают в театрах. «Да вы что, — убеждал своих товарищей мой супруг, — это же вам не кино — здесь живые эмоции прямо на твоих глазах».
Не так давно они ходили на «Яму», и такой у них был восторг! Я сама люблю этот спектакль. Нравится, когда на сцене много девчат. Да и сама тема такая актуальная. К слову, за этот спектакль я в свое время получила премию губернатора края за лучшую женскую роль.
— Дети, глядя на вас, не собираются податься в артисты?
— Дочке Кристине 14 лет. Она пока в поиске. Хотя время от времени говорит, что хочет стать артисткой, но не театра, а кино. Я же дочке больше стараюсь к иностранным языкам любовь привить. Мы, кстати, два года китайским занимались, надо бы возобновить. Говорю Кристине: «Доча, учи языки, посмотришь весь мир. Китайский и английский — это два направления, где ты сможешь и на кусок хлеба себе заработать, и хорошо в жизни устроиться».
Сыну Никите пока только 8 лет. Растет разносторонним: увлекается и спортом, и музыкой, и танцами. Я его отдала в музыкальную школу по классу фортепиано. Прямо млею, когда он говорит: «Мамочка, я сейчас тебе сыграю!»
Кстати, Никита не только с удовольствием посещает театр, но уже и сам занят в нескольких постановках. Так, в спектакле «Муравьев. Граф Амурский» он играет Муравьёва в детстве, в «Леди Макбет Мценского уезда» у сына тоже есть роль. А когда к нам приезжал на гастроли рязанский ТЮЗ, для спектакля нужен был ребенок, и Никиту взяли. Так что я его привлекаю иногда. Сыну нравится, он доволен.
— Анна, и последний вопрос: что бы вы хотели пожелать себе и родному театру в наступившем году?
— Прежде всего, стабильности. Ведь посмотрите, еще совсем недавно мы ездили на гастроли в Астрахань, Екатеринбург, Питер, летали на Сахалин. Такие поездки очень интересны и обогащают тебя как актера.
В последнее же время то один проект откладывается, тот другой. Раньше несколько месяцев репетируем и выпускаем спектакль, а сейчас… Как там поется в песне Виктора Цоя: «Перемен требуют наши сердца…» Вот и мы ждем перемен, новых открытий и свершений.
Автор: Беседовал Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.Все статьи рубрики | Архив номеров
Источник — ТоЗ
НА РАССЫЛКУ ТЕАТРА.