ЛЕГЕНДАРНЫЙ МОДЕЛЬЕР-ЗАКРОЙЩИК ТЕАТРА ДРАМЫ
18 октября легендарному модельеру-закройщику Хабаровского краевого театра драмы Сергею Алексеевичу Бородину исполнилось бы 105 лет. Он прожил большую и насыщенную жизнь, даже успел отметить столетний юбилей и покинул этот мир, когда ему уже шёл 103-й (!) год.
Бородин, можно так сказать, был последним из могикан. Только вдумайтесь: Сергей Алексеевич в театре драмы работал со дня его открытия — с 16 марта 1946 года — и оставался там целых 45 лет.
Так что вся история театра у Сергея Алексеевича была перед глазами. Он хорошо помнил первые постановки, бережно хранил всё, что связано со сценой и людьми, в разные годы трудившимися в драме.
Корреспондента «Тихоокеанской звезды» со знаменитым модельером в своё время познакомил народный артист России Сергей Лычёв, тоже, увы, ушедший из жизни. Сам уже будучи в преклонном возрасте, Сергей Николаевич уважительно называл своего тезку дядей Серёжей.
Сергей Алексеевич оказался хорошим рассказчиком и на свои годы никак не тянул. Ноги, правда, побаливали и слух уже был не тот, но зато какая память.
— Я ещё рюмочку-другую могу пропустить, — говорил мне Бородин. — Вообще, никакого секрета долголетия у меня нет. Тут всё дело, видимо, в генах. Мой дед прожил 107 лет, отец почти до ста дотянул. Так что, надеюсь, я ещё «повоюю».
И он «повоевал». В марте 2016-го наблюдался среди почетных гостей на торжественном вечере по случаю 70-летия родного театра. Спустя два с половиной года на сцене драмы нынешняя труппа театра поздравляла Сергея Алексеевича с вековым юбилеем.
БОРОДИН ЗАЩИЩАЛ… БОРОДИНО
… Скажи кто-нибудь в 1930-е годы Сергею Алексеевичу, тогда ещё просто Сереже, что тот со временем будет шить костюмы народным и заслуженным артистам, Бородин едва ли в это поверил бы. В детстве и юности он жил в Амурской области, окончил школу, затем сельскохозяйственный институт. И грянула Великая Отечественная война. Вскоре Бородин оказался на передовой.
— Я был артиллеристом. Вначале прибыли в Ленинград, — рассказывал Сергей Алексеевич. — Трое суток там простояли, а потом по Можайской дороге отправились на Москву. Мне довелось принять участие в битве за Бородино.
Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн. Как-то в землянке, по признанию Сергея Алексеевича, он нашел саблю, связанную с событиями 1812 года. Вообще, получилось символично: пушка Бородина защищала… Бородинское поле.
Получилось почти как по Лермонтову: «Забил снаряд я в пушку туго и думал: угощу я друга!» Только вместо «брата мусью» пришлось воевать с фашистскими захватчиками. Именно под Бородино во время одного из артобстрелов Сергей Алексеевич был тяжело ранен: снаряд раздробил коленную чашечку. Нога-то срослась, но с тех самых пор не гнулась.
Так совсем молодой ещё человек получил инвалидность. Но жизнь-то продолжалась. После госпиталя его, понятно, комиссовали. Бородин вернулся на Дальний Восток — в Хабаровск. Здесь и познакомился с будущей женой.
— В центре города, в районе Комсомольской площади, в те годы была бесплатная столовая для инвалидов Великой Отечественной войны, куда я периодически заходил пообедать, — вспоминал Сергей Алексеевич. — Приглянулась мне одна официантка. Познакомились. В результате Анюта, с которой мы прожили вместе почти полвека, стала моей женой. Вырастили двух сыновей и дочку. Потом внуки пошли, правнуки…
ОЧЕРЕДЬ ЗА БИЛЕТАМИ, СЛОВНО В МАВЗОЛЕЙ
Однако вернёмся в грозовые 1940-е. Выучился Бородин на закройщика-модельера. Работал в Горпромторге, где его тут же избрали секретарем комсомольской организации. В те трудные времена это была привилегированная должность. Полагался литерный паёк, который помимо комсорга в Горпромторге получали только директор и парторг.
Потом Сергей Алексеевич оказался в универмаге. Неизвестно, как бы сложилась его дальнейшая судьба, не познакомься Бородин с одним театральным деятелем, выходцем из Одессы. Он-то и сосватал Сергея Алексеевича в театр драмы, который тогда только открывался.
На всю жизнь Бородин запомнил этот день — 1 марта 1946 года, когда впервые переступил порог театра и сразу же включился в работу. Ведь уже 16 марта состоялась в драме первая премьера — спектакль «Памятные встречи» по пьесе Утевского, посвященный героям, отстоявшим нашу Родину в годы Великой Отечественной войны.
До лета в театре состоялось еще две премьеры. Потом труппа уехала на свои первые гастроли, а Сергей Алексеевич, как говорится, с чувством исполненного долга отправился на курорт в Пятигорск. А осенью все повторилось сначала.
— Тогда только что вышел нашумевший по тем временам роман Александра Фадеева, — продолжал свой рассказ Бородин, — и наш театр одним из первых в стране поставил «Молодую гвардию». С костюмами, конечно, пришлось повозиться: ведь надо было шить и советскую форму, и немецкую.
Сама постановка имела огромный успех. Сейчас в это трудно поверить, но очередь за билетами на «Молодую гвардию» была сродни ажиотажу в Мавзолей и тянулась до улицы Волочаевской.
БЕСЦЕННОЕ НАСЛЕДИЕ
Времена тогда, понятно, были тяжёлые. Но Бородин из любой ситуации старался находить выход. Брался, допустим, дешевый материал, из которого шился тот или иной костюм, но красился и пропитывался так, что из зрительного зала он смотрелся, словно дорогая вещь. Что ж, в этом и заключалось мастерство дяди Сережи.
— Я пришёл в театр драмы в 1971 году, но о дяде Сереже к тому времени уже был наслышан, — вспоминал о своем старшем товарище Сергей Лычёв. — Его костюмы — это бесценное наследие театра. Кстати, Бородин буквально одевал тогда всю партийную элиту Хабаровска и края. Ведь в те времена ткани в продаже было много, а костюмы — в большом дефиците. Вот все и шли к Сергею Алексеевичу.
Помню, продолжал Лычёв, обратился к нему и я, в ту пору молодой артист: «Дядя Сережа, сшей мне костюм, в котором не стыдно будет выходить в люди». Хотя в душе были опасения, поговаривали, что он шьёт не всем. Но мастер не отказал. Купил я ткань, принес. И знаете, такой отличный костюм получился.
Перед премьерными спектаклями Бородин был вообще нарасхват. «Дядя Серёжа, — говорил ему тот или иной актер, — сделай так, чтобы я на сцене выглядел на уровне». На что мастер отвечал примерно так: «Я-то сделаю всё в лучшем виде, но и ты не опозорь мундир — сыграй, как надо!»
КОСТЮМ ДЛЯ МИХАИЛА ЖАРОВА
— Глаз у меня уже был наметан, и я своих клиентов настолько выучил, что нередко хватало и одной примерки, — говорил Бородин. — Кстати, я шил на заказ костюмы и известным артистам, гастролирующим в Хабаровске. Среди них был и знаменитый актер театра и кино Михаил Жаров. Он в нашем театре на протяжении десяти дней гастролировал, и я за это время успел справить Михаилу Ивановичу костюм. Жаров остался доволен.
Кстати, он тогда у нас заработал полторы тысячи рублей (по тем временам большие деньги). «Теперь куплю жене шубу», — сказал Михаил Иванович на прощание. Вообще, столичные артисты часто выступали на сцене театра: Лидия Русланова, Евгений Матвеев, Михаил Ульянов… Одно время у нас работал ныне известный актер Юрий Кузнецов.
Однажды артисты, которые очень любили и уважали Бородина, выступили с предложением: «А почему бы дяде Сереже не присвоить звание заслуженного работника культуры? Ведь он — неотъемлемая часть нашего производства, театр без него немыслим…»
Однако тогдашний директор не разделял мнения коллектива: «Зачем ему звание? Он и так больше меня получает». Какая в этом связь, так никто и не понял, но Сергей Алексеевич так и остался без почетного звания.
— Я принял участие в оформлении порядка 400 (!) спектаклей, — рассказывал Сергей Алексеевич. — А сколько при этом костюмов шил — и не сосчитать.
… Ушёл на покой Бородин в начале 1990-х. Наверное, мог бы ещё послужить театру, но у Сергея Алексеевича заболела жена, и он вынужден был оставить пошивочный цех. Надо ли говорить: театр без мастера, что называется, осиротел.
Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.
НА РАССЫЛКУ ТЕАТРА.