Оригинальная музыка |
Пауль Дессау
|
Перевод |
Егор Перегудов
|
Режиссер-постановщик |
Юрий Бутусов
|
Сценография и костюмы |
Александр Шишкин
|
Художник по свету |
Александр Сиваев
|
Хореограф |
Николай Реутов
|
Музыкальный руководитель, аранжировщик, композитор |
Игорь Горский
|
Артисты: Александра Урсуляк, Александр Матросов, Анастасия Лебедева, Александр Арсентьев, Вера Воронкова, Андрей Сухов, Ирина Петрова, Анна Кармакова, Наталья Рева-Рядинская, Александр Дмитриев, Анна Бегунова, Алексей Рахманов, Иван Литвиненко
В спектакле звучит отрывок из стихотворения И. Гете «Лесной царь»
Зонги П. Дессау на стихи Б. Брехта звучат на немецком языке
Правообладатель: Suhrkamp Verlag GmbH & Co
Премия «Золотая Маска» 2014 года – «Лучшая женская роль» (Александра Урсуляк).
Номинации на Премию — «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая роль второго плана» (Александр Матросов).
Спектакль пугающе красив: пугающ, прежде всего, каким-то необъятным пространством – Бутусов обнажил всю глубину сцены, приоткрыл закулисье, создав неприветливый, смущающий пустотами и темными неверными абрисами мир. От масштабов меняются пропорции – человек в этом пространстве кажется совсем ничтожным, совсем беспомощным и незащищенным.
«РИА Новости»
Посадив на сцену оркестрик, заставив актеров петь по-немецки, транслируя перевод бегущей строкой (как в настоящей опере), режиссер окунул публику в глубоко оригинальный и экзистенциальный строй пьесы. Пространство, созданное Александром Шишкиным, открывает сцену до самых колосников и кирпичной кладки стены, и три дерева, спустившись сверху, вызывают чувство щемящей нежности к ненастоящей природе. В это же чувство погружает и музыка с ее почти джазовой, меланхолической партитурой.
Сумерки, в которых боги приходят в город, чтобы подарить проститутке Шен Те денег, давно въелись в строй и ритм его жителей. Бутусов вместе с хореографом Николаем Реутовым вписывает бедность и несчастье в саму пластику человеческих тел.
Гениальный брехтовский сюжет о доброй Шен Те, которая придумала злого брата Шуи Та, чтобы защитить себя от бед, стал для режиссера еще одним поводом поговорить о мире, в котором добро и зло давно не различимы, в котором немощные боги (хрупкая богинька) раздавлены так же, как и люди, яростно кричащие о своей беде.
В новом спектакле возникает мотив, который ему становится важен: только яростная, бесстрашная битва человека за самого себя в сумрачном, наползающем со всех сторон море бед, и есть смысл существования, по Бутусову. Так, по крайней мере, ведет себя главная героиня. Шен Те, добрый человек из Сезуана, в исполнении Александры Урсуляк.
Раскованная, ничего не боящаяся, виртуозная в пластике и вокале, поющая зонги, точно она только что из Берлина, резко сменяющая маски и сквозь размазанный от слез грим яростно глядящая прямо в зал, она – пульсирующее сердце всего этого сложного, без привычных для Бутусова аттракционов, спектакля.
Мощь и ярость, отчаянье и богоборческий вызов, опустошение и смятение, наконец – немой экспрессионистский крик, почти как у Мунка – все это волнами сотрясает тело хрупкой актрисы, овладевшей забытым искусством трагического гротеска.
«Российская газета»
«Добрый человек из Сезуана», комментарии: