«Яма» в Хабаровске: встреча Куприна с Брехтом
Хабаровских театралов ожидает очередная премьера. В театре Драмы молодой питерский режиссер Егор Чернышов ставит купринскую «Яму» по пьесе современного драматурга Вячеслава Вербина «Два вечера в веселом доме». И утверждает, что это совершенно «брехтовская история». Мы встретились с Егором сразу после репетиции, все мысли режиссера были заняты тем, что несколько минут назад происходило на сцене, а мне не терпелось выведать: как, зачем и почему?
— Егор, почему вы решили поставить пьесу по повести Куприна в Хабаровске?
— Эта идея возникла в результате диалога с руководством театра. Из Куприна мне самому «Поединок» интересно поставить. Но так как на тему «Ямы» есть готовые инсценировки, есть фильм, есть пьеса, я понимал, с чем сравнивать, чем заинтересовать зрителя в данной ситуации. А с «Поединком» было бы сложнее. Поэтому выбор пал на «Яму».
— Вы ставите спектакль по пьесе Вячеслава Вербина «Два вечера в веселом доме». Почему вернулись к купринскому названию?
— Название «Яма» — это раскрученный бренд, который всем понятен и который позволит привлечь зрителя, грех с ним не работать.
— То есть, чтобы зритель пошел за «клубничкой»?
— По-моему, «клубничка» с Куприным вообще плохо уживается. Есть момент работы с низким жанром, с низкой культурой — да. Есть какая-то одиозность у произведения, подогревающая этот интерес. Но ни о какой «клубничке» мы здесь не говорим, упаси боже.
— Одно слово, что это публичный дом…
— Но это же всего лишь место действия!
— Спектакль и повесть Куприна по содержанию сильно отличаются друг от друга?
— Пьеса Вербина достаточно авторская, достаточно свободная. И толкование достаточно вольное. Акцент сделан на женских судьбах. В то же время ничего такого, что нет у Куприна, в спектакль не привнесено.
— А действие в какое время происходит – историческое, то есть 1916 год, или наше – 2000 годы?
— Не знаю, откуда это взялось, что на театр накладывают функцию реконструкции времени, по большому счету театр стоит вне времени – главное образ, тема.
— То есть, вы берете сюжет купринский, героев купринских, их переживания и переносите в наше время?
— Никто никуда не переносится.
— А костюмы тогда какие?
— Я всегда стараюсь сделать так, чтобы костюмы перекликались и с нашим временем и с тем, когда их носили.
— Все-таки приподнимите занавес — какие сцены из повести Куприна, какие судьбы героев нашли отражение в вашем спектакле?
— Есть история Женьки с ее бунтом, которая решила заразить всех нехорошей болезнью. Есть история Любки, которую забрали из веселого дома, а потом вернули, потому что сами с собой не справились. Есть история Тамары с ее революцией. И есть история мадам, которая соединяет все эти судьбы.
— То есть, все сюжеты, которые цепляют читателя, есть в спектакле?
— Да, все лучшее сохранено. И все достаточно ярко и интересно сделано.
— Звучит ли музыка в спектакле?
— В спектакле звучит большинство песен, которые так или иначе присутствуют в повести Куприна. Была проведена серьезная работа по отбору уличных баллад, романсов, которые пели в 1916 году, когда вышла повесть. Музыку к ним написал композитор Сергей Ушаков специально для нашего спектакля.
— Кто их исполняет?
— Сами герои. Спектакль во многом музыкальный.
— Музыкальная драма?
— Не хочется употреблять это клише. Он немного сдвинут в сторону Брехта, брехтовского театра. В этом и был замысел — купринский текст и брехтовская история. Ведь дистанция между написанием повести в 1916 году и премьерой «Трехгрошовой оперы» в 1928 году – всего 12 лет. Поэтому и появилась идея подвести «Яму» к тому времени, к тому пафосу.
— Куприн посвящает свою повесть матерям и юношеству. А вы кому?
— В спектакле авторское посвящение сохранено. А вообще предреволюционная ситуация, которая присутствует в повести, — это ситуация, когда вот-вот произойдет катастрофа. Мир разделен на господ и обслугу. Этот барьер и пытаются разрушить героини. И мы с вами живем в таком же обществе. Параллель провести очень легко. В этом смысле спектакль посвящается всем нам.
— По большому счету, судьба общества и строится на судьбе матерей и юношества.
— Да, это все есть в спектакле. В финале как раз и происходит спор по этому поводу между автором и героиней. Впрочем, приходите на спектакль — вы все увидите сами.
— Спасибо за приглашение. Думаю, такой «3D эффект», как Куприн, Брехт и современная драматургия стоят того, чтобы потратить на них вечер.
«Яма» (18+)
Театр драмы
Ул. Муравьва-Амурского, 25
6 апреля в 18:30
7 апреля в 17:00
Стоимость: 350-1000 руб.
Источник — Сайт ХабИнфо
НА РАССЫЛКУ ТЕАТРА.