СЕРГЕЙ ЮРКОВ: «ЗАВОЕВАТЬ СЕРДЦА ЗРИТЕЛЕЙ МОЖНО ТОЛЬКО ИСКРЕННОСТЬЮ»
Пожалуй, трудно себе представить сегодня коллектив Хабаровского краевого театра драмы без Сергея Юркова. Актер, обладающий яркой индивидуальностью, он всегда убедительный, заразительный, органичный. Будь то комедийные, драматические или «сказочные» роли. А ведь могло так случиться, что этот артист жил бы спокойно в своей Сибири и никогда бы не завоевал сердца дальневосточной публики. Однако 15 лет назад Сергей сделал выбор в пользу Хабаровска, о чем не жалеет.
Хотя, как выяснилось, впервые судьба, от которой, видно, не уйти, в город на берегах Амура занесла Юркова еще раньше: именно здесь актер проходил армейскую службу.
- Правда, тогда я в Хабаровске пробыл всего-то полгода, - вспоминает актер. - На дворе стояли лихие 1990-е, смена курса и страны. В один момент понял, что в зверя превращаюсь. Скучно было без театра. И я нашел выход. Устав, оказывается, такая полезная штука. Поскольку товарищи офицеры обязаны выполнять запросы солдата, я обратился к начальству с просьбой — перевести меня в драматический театр Краснознаменного Дальневосточного военного округа в Уссурийск. И добился-таки своего. Служба сразу пошла веселее. Кстати, вместе со мной в театре в Приморье служил Олег Фандера (папа актрисы Оксаны Фандеры).
- А когда вы вообще увлеклись театром?
- Сколько себя помню (родился я в городе Киселевске Кемеровской области), постоянно участвовал в самодеятельности. Начиная еще с детского сада, играл всяких ежиков, петушков и прочих персонажей. А еще любил читать.
Кроме того, я хорошо читал, как считали учителя, стихи, благодаря чему я попал в школьный драмкружок, который вела наш педагог по русскому языку и литературе. А когда настало время прощаться со школой, та самая учительница дала совет: выучи басню, стих и прозу и отправляйся в Прокопьевск в филиал новосибирского театрального училища при театре-студии «Крутые пласты». В итоге поступил и благополучно его окончил. Кстати, из 23 человек нас выпустилось только пятеро: я и четыре девушки. Позже, когда я уже отслужил армию, эти самые барышни перетянули меня в драматический театр в Прокопьевске, где я уже в дебютный год получил главный приз областного театрального фестиваля за лучшую мужскую роль первого плана.
- Интересно, а каким же ветром вас занесло в Хабаровск?
- Николай Елесин, который тогда был главным режиссером в хабаровской драме, позвал. Я его раньше уже знал, поэтому долго не раздумывал. Елесин, правда, потом уехал, а вот я остался и нисколько об этом не жалею. Уже через два года стал лауреатом премии губернатора Хабаровского края за лучшую мужскую роль в спектакле «Забыть Герострата». Это была, пожалуй, моя первая по-настоящему значимая работа здесь: эту роль помню до сих пор. Позже аналогичную премию я получил за роль в спектакле «Скупой».
Конечно, 15 лет в театре — это целая эпоха. Я еще застал в живых Эдуарда Сергеевича Мосина, у которого сыграл в «Поминальной молитве», Юрия Евлампьевича Ичетовкина… Разумеется, за это время театр изменился и, надо полагать, в лучшую сторону.
- Вас очень часто можно увидеть в сказках: то вы царь, то, извините, глупый король, то волк, то леший… Чувствуется, что вам нравится этот жанр?
- Да, сказки люблю. На них учишься быть естественным. Вот смотришь на этих маленьких человечков, сидящих в зале… Их, конечно, рассмешить легко, но вот завоевать сердца ребят, считаю, можно только искренностью.
Вот ты выходишь на сцену, и все смотрят только на тебя. Во взрослом спектакле, если ты начнешь, что называется, тянуть одеяло на себя, - это не будет хорошо. А вот в сказках все иначе. Ведь взрослые постановки чем сложны? Не всегда то, что ты хочешь донести до зрителя, совпадает с тем, что хочет сказать режиссер. Если он вообще хочет что-то сказать (смеется). Кроме того, ты ограничен какими-то рамками, а в сказках в присутствии детей там рамок нет.
Кстати, с юными зрителями у меня связан один забавный случай. Помню в 1990-е проблема с наполняемостью зала стояла довольно остро (народу порой покушать купить было не на что — какой уж там театр!). Но администраторам ведь тоже надо было свой хлеб зарабатывать. А у нас «Декамерон» в репертуаре. Я тогда был председателем профсоюзного комитета. Выхожу на балкон и с ужасом бегу в кабинет директора: мол, посмотрите, что творится в зале?! Она тоже хватается за голову: на «Декамерон» пришли пять (!) детских садов.
Мы бы, конечно, с большим удовольствием показали детям сказку, но администраторы сыграли с нами такую злую шутку. Что ж, пришлось выкручиваться. В итоге сыграли второй акт, где все выглядело не так открыто. Тем более постановка у нас была в современном, узнаваемом стиле. В одной из новелл я, например, предстал в образе нинзя. Дети были в восторге.
- Вернемся, однако, в наши дни. В последние годы в театр драмы неоднократно приезжали маститые режиссеры, среди них — Дмитрий Астрахан, Родион Овчинников, Эдуард Радзюкевич, Эдуард Ливнев, Александр Калмыков…
- Работать с такими личностями, конечно, интересно. Ведь, что греха таить, бывают режиссеры, которые порой сами не знают, о чем они ставят. Такое в моей практике, увы, тоже было. Начинают какие-то странные разговоры вести: вы же, дескать, профессиональные артисты — зачем вы мне глупые вопросы задаете? Тогда понимаешь, что будем делать, по сути, спектакль сами.
Что же касается названных вами режиссеров. Да, это глыбы. Возьмем, к примеру, того же Александра Калмыкова, который поставил у нас две исторические вещи — «Муравьев. Граф Амурский» и «Залив счастья. Геннадий Невельской». Александр Дмитриевич буквально озарил нас своим присутствием.
Как все творцы, он, конечно, требовательный, иногда жесткий, порой даже жестокий. Но Калмыков — человек дела и всегда знает, чего хочет. С ним можно спорить до хрипоты, но все кончается тем, что, когда ты остынешь, мы приходим к общему знаменателю. Причем Александр Дмитриевич может мне сказать: «Владимирович, извини, а ведь ты был прав».
Я ведь в театре выполняю еще функции заведующего постановочной частью. Как же долго мы с Калмыковым воевали по поводу декораций! Доказывал ему свою правоту, он — свою. По замыслу на сцене должен идти дождь. На пальцах объясняю режиссеру, что это не проблема. «Что вы мне рассказываете, - горячился Александр Дмитриевич. - Это можно сделать только в Москве». И когда я ему через неделю «сделал» дождь, Калмыков сильно удивился.
- Смотрю, Сергей Юрков сменил свой имидж. Долгое время ходили с длинными волосами и вдруг постриглись…
- Надоела, знаете, эта косичка. Волосы устали, стали чувствовать себя не очень хорошо, вот решил укоротить. Говорят, что мне новый имидж идет. Даже помолодел (улыбается).
- Давайте сменим тему и поговорим о вашей личной жизни. Семью вы создали уже в Хабаровске?
- Первую супругу я привез из Сибири, но свадьбу мы сыграли действительно уже здесь. Но потом развелись. Вторая жена уже хабаровчанка: актриса Лора Горбунова — победительница конкурса «Голос». Мы с ней тоже благополучно расстались. Кстати, на двух своих первых жен я благотворно повлиял — обе они сейчас живут в Москве. Вот такой трамплин в светлую жизнь я осуществил для них (смеется). Лора Горбунова, к слову, сейчас звезда мюзикл холла Градского. А вот с третьей женой мы вместе уже восемь лет. У нас двое детей, и мы счастливы.
- И последний вопрос: вас на улице узнают?
- И узнают, и автографы просят. Женщины, естественно. Как-то по просьбе одной дамы расписался маркером прямо у нее на… бикини. Но особенно запал в душу такой случай. Был момент, когда я подрабатывал в фирме «Муж на час». В тот момент испытывал финансовые проблемы, а поскольку парень рукастый, то крутился, как мог: кому розетку поменять, кому с сантехникой помочь. И вот как-то меняю смеситель на кухне. Отодвигаю мойку, сам в положении, извините, буквы «зю». И вдруг слышу возглас хозяйки: «Ой, а я же вас узнала!» Представляете, она меня узнала, только когда я столь пикантное положение принял (смеется). Вот такое было необычное узнавание.
Беседовал
Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.
Фото Ольги ПОЛОННИКОВОЙ.
Автор: Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ
Источник — toz.su
НА РАССЫЛКУ ТЕАТРА.