Противодействие коррупции
Уважаемые зрители!

Хабаровский краевой театр драмы предлагает воспользоваться услугой «Подарочный сертификат». Это отличное решение вечного вопроса «Что подарить»? Подарите близкому человеку радость посещения театра, сохранив при этом возможность выбора спектакля, даты, времени по его усмотрению.

Подарочный сертификат — своеобразный «билет с открытой датой» в мир театра, мечты и праздника! Если Вы не знаете, что подарить своим любимым, близким и родным, то подарочный сертификат «Вечер в театре» станет прекрасным подарком к любому праздничному поводу.

В продаже имеются подарочные сертификаты «ВЕЧЕР В ТЕАТРЕ» номиналом: 500, 1000 и 2000 рублей.

Приобрести подарочные сертификаты вы можете в кассе театра.
Телефон для справок: 30-68-25

Правила приобретения и использования сертификатов.

04 апреля 2019

От сингулярности до драйва в хабаровском краевом театре драмы и комедии

Четыре спектакля, а точнее, эскиза, спорящие порой до хрипоты зрители, да еще и профессиональные критики, и лекции о сути сегодняшнего театра, о перспективе, об основных трендах, горящие глаза актеров Хабаровского театра драмы – все это вторая Зимняя режиссерская лаборатория. Если в прошлом году она была посвящена современной драматургии, современным текстам, то в этом – переосмыслению классики.
С одной стороны, похвально пиететное отношение к классике, и иногда это даже напоминает здравый консерватизм. С другой стороны, на то она и литература, чтобы ее переосмысливать. Без этого она кирпич-кирпичом, а когда это все на голову – и больно, и даже извилины порой от сотрясения выпрямляются. Да, театр сегодня – субстанция живая, изменяющаяся. Есть, конечно, в провинции театры-музеи, так сегодня они для знающих людей притча во языцах. Движение, как говорится, жизнь, а всякая стабильность в искусстве смерти подобна. Да, наверное, и не только в искусстве.
Прелесть лаборатории можно иллюстрировать формулой «здесь и сейчас». Одна хабаровчанка возмущалась: «Зачем вам это нужно, если больше показывать не будете?». В этом-то и специфика живого театра: каждый спектакль уникален, каждый спектакль неповторим, потому что театр – дело живое, это не DVD-плейер, вперед или назад не промотаешь, это не попсня фанерная, тиражированию не подлежит. Не пошли, поленились, профукали — больше никогда постановку не увидите.
Конечно, правила жесткие — пять дней на эскиз. Если в прошлом году некоторые актеры театра скептически отнеслись к лаборатории, то в этом году большая часть труппы – около 30 человек приняли участие в эскизах.

День первый
«Алексей Каренин». Пьеса Василия Сигарева. По мотивам романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Режиссёр – Антон Безъязыков (Санкт-Петербург).
Это, пожалуй, был самый сдержанный с точки зрения «трюков», т.е такой «экспериментальной режиссуры» эскиз. Но даже переработанный текст этой глыбы – Льва Толстого – требует, пожалуй, и сдержанности, и вдумчивости, и актерской веры, и гибкости. Все усилия режиссера были брошены на работу с актерами, на создание актерского ансамбля. И все это с лихвой восполнило и спецэффекты, и «трюки», и, всякого рода эксперименты. История про то, уж простите, из-за чего Анна Каренина под паровоз бросилась, была вывернута и рассказана с позиции даже не самого Каренина, а их сына. И это даже была больше не мужская драма, а трагедия ребенка, почти забытого среди таких взрослых страстей. А порой словно отец Каренин и его сын менялись местами, и это было похоже не на спектакль, тем более не на эскиз, на препарирование – холодное и почти безучастное.
Камерность спектакля — тяжкий труд для актеров, спрятаться не за что, все как на ладони. А в спектакле Антона Безъязыкова все артисты — глазастые, все реакции оправданные, все эмоции искренние, глубинные.
Эскиз спектакля «Черный монах». Элина Петрова и Анастасия Федорова (по мотивам повести А.П. Чехова). Режиссер – Денис Хуснияров.
Этот эскиз, наверное, был ближе всего к тому традиционализму, который так ждут некоторые хабаровчане. Если бы не те смыслы, которыми «наводнил» режиссер эскиз. В первую очередь – сад (а это была спущенная вниз с потолка почти до полу штанга с фонарями). И все эти проводочки – веточки, цветы – прожекторы для главного героя были так же чужеродны, как и появись имитация картонного сада. Потом, после показа и обсуждения, вдруг как вспышка – и если есть ад, и если он – отражение рая, то в нем тоже должен быть сад. То же, наверное, с проводами вместо веток.
Кровать, как символ супружеской любви, вдруг оборачивалась надмогильным камнем… И непонятно, когда умирает главный герой… В финале мелькает мысль, что вся эта история не более как посмертные видения. И вся эта история предательств, по сути, история предательства самого себя – как наказание или как награда? Избавление от этого сада. Решать зрителю. И это, наверное, самое главное –- дать свободу дофантазировать, додумать, допредставлять.

День второй. Гёте и сингулярность
Эскиз спектакля «Новые страдания юного В.» по пьесе Пленцдорфа Ульриха. Режиссер Мария Селедец (Санкт-Петербург). Классический сюжет Гёте перенесён в 70-е годы прошлого века. Место действия — ГДР.
Танцы, песни, точнее, зонги, энергия и искренность. Безбашенные 70-е потом сменили жестко отформатированные 80-е, чтобы этот дух 70-х пробился сквозь отформатированность, стиль милитари и реинкарнировал в поиск свободы в начале 90-х. И это не бунт. Это поиск свободы, это вера в себя, драйв, если хотите, андеграунд. Все-таки, наверное, срослось и у режиссера, и у актеров. Вспоминалась культовая «Бутерка» — «Бутербродная», которую «благочинные» горожане люто ненавидели и называли панковской столовой. Были ли тогда кумиры или идолы? Пожалуй, не было. Были культовые фигуры, такие как Ник-Рок-н-Ролл. Все-таки кумиры больше характерны для попсни, а у рок-н-рольщиков – все другое. Наличие кумира не предполагает поиска свободы.
Эту пьесу, говорят, ставили в 80-х в ТЮЗе. Тогда она прошла мимо рок-н-рольщиков, значит, были проблемы с искренностью, наверно.
Услышав от одной из вполне молодых зрительниц нечто нравоучительное, не сдержался: «Это все-таки рок-н-ролл, а не русский говнорок, который расцвел в конце 90-х. Это не «Мумий Тролль». Кстати, свой стиль Лагутенко называл рокопопсом. Аналогичное во Владивостоке называли «владпопом». Над второй частью этого термина в конце 90-х вовсю иронизировали дальневосточные рок-н-рольщики. Конечно, сегодня уже взрослые фанатки Лагутенко обиделись за говнорок, думаю, и эскиз спектакля для них непонятен был, как и поиск свободы, как и сама идея оторваться от маминого борща и, допустим, пуститься автостопом куда-нибудь.
Не думаю, что сегодня прервалась эта ниточка, не думаю, что сегодня нет рок-н-рольщиков. Просто масс-медиа интересны реперы, КВН-щики, а поиск индивидуальной свободы сегодня не мейнстрим, да и попсню из этого сложно делать.
Конечно, текст немного устарел, конечно, хотелось его доработки, конечно, по идее, он должен быть и злее, и беспощаднее… Может быть, это был не самый глубокий, но самый живой, самый драйвовый эскиз, это точно.
Эскиз спектакля «Братья Карамазовы». Ф.М. Достоевский. Режиссёр – Степан Пектеев (Санкт-Петербург).
Писать об этом эскизе — все равно что пересказывать рассказ инопланетянина о сути Вселенной. С одной стороны, можно было утонуть в символах, звуках, картинках. С другой стороны, действо словно замирало, и это было похоже на спонтанную остановку дыхания, остановку сердца… Бах! И снова заработало. Мучительно красиво это было, как мучительно красив и сам Достоевский.
Казалось, не хватило времени, сил, чтобы проникнуть внутрь, и действо кружило по поверхности, сведя смыслы до простых тэгов — Бог, любовь, сингулярность… А потом: «Да это же не образы, не действо, это актеры играют, именно играют, а не изображают буквы, текст»… От сарказма (Достоевский начинал с сатиры, с юмористических рассказов) до проповеди, от человеческой низости до запредельных духовных высот… Как пение инопланетной певицы – потомка инкских императоров Имы Сумак (была такая певица с голосом чуть ли не в пять октав). Но все cool, не hot, без балалаек, водки и цыганщины. А если заглянуть в бездну, и бездна будет смотреть на тебя, то вряд ли будут читаться в этом взгляде человеческие эмоции…
….Для Театра драмы эта лаборатория была своего рода экзаменом, школой, профессиональным прыжком. За пять дней – четыре разных эскиза спектаклей, сделанных взахлеб, с таким удовольствием, что не поддаться этому обаянию просто не было сил. Главное, что актерам удалось показать себя по-новому, раскрыться. И это было невероятно интересно.
А тут еще и крутые театральные критики – москвич Павел Руднев, кандидат искусствоведения, доцент школы-студии МХАТ и ГИТИС, один из крупнейших исследователей современного театрального процесса в России; кандидат искусствоведения Татьяна Джурова из Санкт-Петербурга, Оксана Ефременко из Новосибирска. Их лекции можно было посетить бесплатно. Этим и ценна лаборатория: были представлены не только эскизы спектаклей, но состоялся и открытый диалог о сути современного театра, о трендах и путях развития.
Так получилось, что лаборатория совпала со стартом Всероссийского театрального марафона, а в последний день у и.о. директора Хабаровского краевого театра драмы, заслуженного работника культуры России Николая Евсеенко был день рождения. Конечно, можно долго рассуждать о смыслах этого совпадения, гадать и предполагать, но это не самое главное. Театр шагнул еще на одну ступеньку, он живой, мыслящий, чествующий, а значит, впереди новые премьеры, и хотелось бы, чтобы они стали знаковыми для театрального мира Дальнего Востока.

Источник — Молодой дальневосточник

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Наверх