Противодействие коррупции
Уважаемые зрители!

Хабаровский краевой театр драмы предлагает воспользоваться услугой «Подарочный сертификат». Это отличное решение вечного вопроса «Что подарить»? Подарите близкому человеку радость посещения театра, сохранив при этом возможность выбора спектакля, даты, времени по его усмотрению.

Подарочный сертификат — своеобразный «билет с открытой датой» в мир театра, мечты и праздника! Если Вы не знаете, что подарить своим любимым, близким и родным, то подарочный сертификат «Вечер в театре» станет прекрасным подарком к любому праздничному поводу.

В продаже имеются подарочные сертификаты «ВЕЧЕР В ТЕАТРЕ» номиналом: 500, 1000 и 2000 рублей.

Приобрести подарочные сертификаты вы можете в кассе театра.
Телефон для справок: 30-68-25

Правила приобретения и использования сертификатов.

10 ноября 2021

КАК ПОЕЗД «СОВРЕМЕННИКА» ДОМЧАЛСЯ ДО ХАБАРОВСКА

«Сегодня в непростой реальности пересечь всю страну, чтобы встретиться со своими зрителями, — потрясающий опыт как с художественной, так и с человеческой точки зрения. Счастье, что карантинные ограничения не в силах помешать театру оставаться тем уникальным пространством, в котором люди могут по-настоящему быть вместе». Так заявили артисты легендарного «Современника» после недавних гастролей в Хабаровске.

Это только начало

И пусть столичный театр приехал всего с одной постановкой, этот «гастрольный тур» стал знаковым событием для краевого центра. Показ спектакля «Скажите, люди, куда идет этот поезд» по пьесе Анны Батуриной «Фронтовичка» прошел в рамках проекта «Большие гастроли» и был организован Росконцертом согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры РФ.

Впрочем, немалый вклад в то, что «этот поезд» доехал до нас, внесло правительство края, а также директор и художественный руководитель Хабаровского краевого театра драмы Николай Евсеенко.

— Будем надеяться, что это только начало наших взаимоотношений с «Современником», — считает Николай Евсеенко. — Да, переговоры велись долго, и большое спасибо всем, кто принимал в этом участие.

Между тем буквально накануне приезда столичного театра хабаровская драма по случаю своего 75-летия устроила для зрителей праздничный концерт. Так что спектакль «Современника», который, к слову, состоялся на сцене краевого музыкального академического театра, стал в некотором роде «продолжением банкета». Что ж, как говорится, гулять — так гулять…

Кстати, «Современник» в середине 1980-х уже бывал в Хабаровске. Любопытно, что среди тех актеров, кто приехал сюда на этот раз, наблюдалась и Инна Тимофеева: она была с труппой театра в тех давних гастролях.
— Это было какое-то сказочное время. Стоял теплый сентябрь, мы много гуляли по городу и даже купались в Амуре, — поделилась впечатлениями актриса.

А художественный руководитель театра Виктор Рыжаков вообще родом из Хабаровска. Приезд «Современника» именно с этой постановкой он считает символичным. «Скажите, люди, куда идет этот поезд» — строчка из песни, в финале звучащей со сцены, раскрывает суть происходящего на ней.

— Хабаровск может ответить на вопрос в названии спектакля. Эти гастроли отражают важную историю движения, в котором происходят события с персонажами. Я родился в Хабаровске, и теперь поезд пришел туда, — прокомментировал символизм происходящего Виктор Рыжаков.

К сожалению, из-за введенных ограничений ни сам Виктор Рыжаков, ни режиссер спектакля Марина Брусникина не смогли приехать в Хабаровск. Но мысленно были с нами и даже благодаря сегодняшним средствам коммуникации во время пресс-конференции, которую столичные гости провели практически сразу по прилете в краевой центр, общались с журналистами по видеосвязи.

— Надеюсь, пандемия не помешает нашей совместной работе, мы обсудим, как «Современник» будет двигаться в сторону Дальнего Востока. Уверен, контакт с дальневосточной публикой продолжится, и в следующий раз сможем приехать сюда на гастроли с большим количеством спектаклей, — пообещал Виктор Рыжаков.
Быль о Небылице

К слову, роль главной героини спектакля Марии Небылицы (о самом персонаже чуть позже) исполняют две артистки — Виктория Романенко и Полина Пахомова. И если бы «Современник» задержался в Хабаровске чуть подольше, то у зрителей была бы отличная возможность увидеть в образе этой сильной молодой женщины и Викторию, и Полину. И получились бы словно два разных спектакля.

Впрочем, хабаровским театралам удалось насладиться игрой обеих артисток: Виктория Романенко — в главной роли, а Полина Пахомова отработала по очереди пять эпизодических персонажей, среди которых любимая — «баба с лицом в золе».

Между прочим, для Пахомовой этот спектакль в свое время был дебютной постановкой в театре и потому особо дорог.

— Главная тема нашего спектакля о том, что надо жить во что бы то ни стало, — считает Полина Пахомова. — Хотя у нас нет войны, но она есть у каждого внутри себя, своя собственная. Именно поэтому спектакль откликается в душе каждого зрителя. У меня есть знакомые, которые смотрели спектакль по 5-6 раз.

— Для меня это важнейший спектакль и любимая роль, — это уже точка зрения Виктории Романенко. — Он изменил меня внутренне. «Скажите, люди, куда идет этот поезд» — о том, как продолжать жить дальше, улыбаться и, несмотря ни на что, идти вперед.
В спектакле — дети… из Хабаровска

Кстати, за пять лет, что существует спектакль, в жизни артистов произошло немало событий. Например, Виктория Романенко успела во второй раз стать матерью. Сам состав действующих лиц почти не поменялся, если не считать… юных артистов. Да, в спектакле заняты девочки. Роли у них небольшие, но тем не менее… Для кого-то из них это своеобразный трамплин на большую сцену.

— Девчонки, с которыми мы выпускали премьеру, сейчас уже взрослые. У детей один недостаток — они быстро растут, — считает один из актеров Александр Хованский. — Кстати, многие наши дети приняли участие в спектакле. Помню, моя дочь Марта за лето так вымахала, что стала длиннее Полины Пахомовой почти на голову. Сейчас дочь уже во ВГИКе учится.

Естественно, на берега Амура юные артисты из Москвы не приехали. И получился своеобразный эксперимент: в спектакле были задействованы дети из… Хабаровска. Можете себе представить состояние девчонок — они на одной сцене с артистами «Современника»!

Вся сложность заключалась в том, что времени на репетиции почти не было. Поэтому девочки играли практически с листа. Ими оказались воспитанницы детской балетной студии «Фуэте».

Кстати, сцены с участием юных артисток были довольно сложными. И прежде всего в психологическом плане: уж больно жестко (так было нужно сценарию) Мария Небылица порой с детьми общалась.

Рассказывают, что в Москве как-то на репетиции одна из девочек буквально расплакалась — настолько ее растрогал сценарий. Девчушку взрослые артисты потом долго успокаивали: это, мол, все не по-настоящему. У наших же, девчонок, как показалось из зрительного зала, ни один мускул даже не дрогнул. Молодцы!
Невероятно живая история

Ну а теперь о самой постановке, которая, думается, не оставила равнодушным никого, кто был на спектакле. 1946 год, Великая Отечественная уже закончилась. Сержант Мария Небылица выходит из госпиталя и отправляется на родину к своему жениху Матвею Кравчуку, с которым они вместе «нюхнули пороху» на фронте.

Её любимый, от которого Мария так и не выносила из-за тифа ребеночка, должен вернуться домой где-то через полгода. Девушка оказывается в новом для себя мире и старается после кошмара войны привыкнуть к мирному быту, жизни, людям. Она справляется с этим благодаря надеждам на воссоединение с любимым и танцам, которые начинает преподавать в Доме культуры.

Но всё пошло не так, как мечталось. Столкнувшись с действительностью, планы рушатся, жизнь — как на качелях: то начинает выравниваться, то снова резко идёт под откос. Ждёт Марию и трагическое разочарование — горечь от предательства близкого человека.

По словам автора пьесы Анны Батуриной, это вневременная история о любви. И не зря события начинаются уже после Победы.

«В первую очередь я писала не о войне, а о человеческих отношениях, любви, мечте. Война здесь не самое главное — это случайность в жизни героев. Мы не выбираем время, в котором живём. Оставаться человеком, мечтать и любить, несмотря на жизненные передряги, — задача вневременная», — говорит Анна Батурина.

История и, правда, невероятно живая. Возможно, потому, что Батуриной, когда она писала пьесу, было столько же лет, сколько и её главной героине, — 24. К тому же у Небылицы есть реальные прототипы — две учительницы танцев: та, у которой занималась драматург, и знакомая ей только по рассказам свекрови фронтовичка.

Еще эта пьеса — о силе духа. Человек-кремень здесь — сама главная героиня. После ада войны девушка оказывается в аду быта, но переносит все передряги и не отказывается от поиска своего счастья. И пусть зачастую её глаза блестят от слёз, пусть иногда она срывается в истерики, но продолжает идти вперёд во что бы то ни стало.

Кажется, что в этом спектакле всё говорит о преодолении, даже сценография. Большая часть действий проходит на площадке, которая поднимается над сценой под углом около 30 градусов. На ней ловко танцуют, бегают, дерутся…

Виктория Романенко представила свою героиню — Марию — сильной, не по годам взрослой девушкой, хоть и огрубевшей после войны, всё равно остающейся женщиной, желающей счастья и любви.

К слову, в спектакле есть не только нотки грусти. Крепкий комедийный дуэт составляют Марина Феоктистова в фарсовой роли буфетчицы и одновременно стервозной бабы Галины Календаревой и Александр Хованский в фактурной роли директора Дома культуры им. Розы Люксембург, капризного и рафинированного Марка Анатольевича.

В постановке влюбляешься абсолютно во всё: в историю, героев, музыку, декорации… И ещё долго вспоминаешь Марию Небылицу — взрослую и сильную, но всё-таки ранимую.

… Спасибо, «Современник», за доставленное удовольствие. И, как говорится, до новых встреч!

Автор: Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ. Фото Геннадия Будника.Все статьи рубрики | Архив номеров

Источник — ТоЗ

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Наверх