К ПУБЛИКЕ НУЖЕН ОСОБЫЙ ПОДХОД
С актером Александром Евдокимовым, который на днях отпраздновал 65-летний юбилей, хабаровские зрители познакомились сравнительно недавно. Его дебют на сцене краевого театра драмы состоялся в декабре 2017-го. Столичный режиссер Эдуард Ливнев тогда поставил историю страстей «В омуте любви» по пьесе Д. Мамина-Сибиряка «На золотом дне», в которой Александру Сергеевичу досталась роль Поликарпа Белоносова.
Дальше были и другие работы — Стэн Уокер в «Знойных мамочках», Карак в «Люксе для иностранцев», дядя Капулетти в «Ромео и Джульетте», Лука Дергачев в «Последней жертве»… В общем, теперь в хабаровской драме он, как говорится, свой в доску и даже в небольших ролях выглядит очень органично и сразу запоминается.
Между тем Александр Евдокимов на протяжении многих лет в своем родном Комсомольске-на-Амуре, служил в местном драматическом театре. Говорят, что от добра добра не ищут, однако актер уже в столь зрелом возрасте решил сделать ход конем и перебрался в краевой центр, о чем не жалеет.
Белый халат так и не дали
Сейчас уже сложно представить Евдокимова без сцены. Однако театр в его жизнь пришел не сразу. Ведь как нередко бывает: человек с детских лет посещает театральные кружки, играет в самодеятельности или читает стихи со сцены. А вот у Александра Сергеевича, тогда еще просто Саши, все было иначе.
— Ни о каком театре я не думал, никуда не ходил, любил только книжки читать, — рассказывает Евдокимов. — Тогда вообще в моде больше были рабочие профессии. Поэтому многие мои друзья после окончания школы пошли в ПТУ. Моя же первая специальность называлась — кикмонтажавтоматика. Она была связана с электроникой, схемами, разными приборчиками… Мама почему-то видела меня в белом халате, но мне его так и не дали (смеется).
— И как же со своей кикмонтажавтоматикой «доигрались» до театра? — интересуюсь у него.
— Это, наверное, голос свыше. Был момент, когда все друзья разлетелись кто куда, сразу стало так грустно, одиноко… И вдруг меня словно током ударило. И всё: после этого я уже понял, что буду актером и больше никем. Рванул в Дом культуры «Строитель», записался в так называемый народный театр. И началось… Первая роль и сразу главная — Бальзаминов в спектакле по Островскому.
Надо сказать, что тогда интерес к самодеятельности был большой. Нашу постановку решила посетить даже театральная комиссия из Хабаровска. После спектакля ко мне подходят люди из этой комиссии и говорят: «Приезжайте, мы вас в Хабаровский институт культуры без экзаменов возъмем». А я еще заартачился: «В Хабаровск ни ногой!». В итоге поехал во Владивосток поступать в Дальневосточный институт искусств и… вылетел со второго тура.
Встретили, как родного
Впрочем, Александр не унывал, потому что для себя решил, что все равно поступит. Вернулся в родной Комсомольск-на-Амуре, продолжал работать в сфере кикмонтажавтоматики и готовился к очередному штурму Владивостока.
— Второй раз приехал поступать словно к себе домой, — продолжает Александр Сергеевич. — Открываю входную дверь в институт, меня встречает девушка (как потом оказалось, это будущая жена известного театрального режиссера Ефима Звеняцкого) и говорит: «О, Евдокимов, вам в такой-то кабинет!». Я даже опешил: откуда, мол, она меня знает? Дальше еще интереснее. Захожу в кабинет и вижу там Бориса Ивановича Ильясова, ведущего актера Приморского драматического театра им. М. Горького во Владивостоке. Он тоже меня встретил, как своего. «Я в прошлом году сидел в экзаменационной комиссии, помню вас — будете учиться на моем курсе», — сразу заявил Ильясов.
Так в итоге и получилось. Поступил, отучился. А вторым педагогом на курсе был уже упомянутый мной Ефим Звеняцкий. Так вышло, что пока я учился, Ефим Семенович окончил режиссерские курсы и отправился в мой Комсомольск главным режиссером театра драмы.
Там мы вновь и встретились. Меня в труппу включили осенью 1980 года. А знаете, какая была моя первая роль? Олимпийский Мишка. Ведь тогда только закончилась летняя Олимпиада в Москве. Эту сказку поставил как раз Звеняцкий, который несколько сезонов поработал у нас, а затем вернулся во Владивосток, где уже много лет возглавляет Приморский театр драмы, который со временем стал академическим.
— Ну и как складывалась ваша театральная жизнь?
— Считаю, что я довольно быстро вписался в «ансамбль» комсомольской драмы. Понимаете, труппа у нас была небольшая, а спектаклей немало. И если поначалу, как новичку, мне еще доставались второстепенные роли, то потом… Доходило до 4-5 главных ролей за сезон. А всего сыграл, наверно, в спектаклях ста, если не больше. Среди ролей — Эдгар в трагедии У. Шекспира «Король Лир», Петя Трофимов в «Вишнёвом саде» А.П. Чехова, Оргон в «Тартюфе» Ж.Б. Мольера, Грег в романтической комедии А. Герни «Сильвия» и многие другие.
Мне нравился и наш театр, и труппа, и зрители. Кстати, к публике нужен особый подход. Помню, поначалу зрители пытались надо мной подшучивать. Идет спектакль, и вдруг возглас из зала: «Громче!». Начинаю говорить громче. А народ не унимается: «Еще громче!».
Но со временем, думается, мне удалось завоевать любовь зрителей. Мне администратор театра рассказывал, как люди у кассы говорили: «Если в этом спектакле Евдокимов играет, то мы идем». Не скрою, было приятно.
«В Хабаровске мне комфортно»
— Александр Сергеевич, у вас, наверное, были приглашения и из других театров?
— Конечно. Но, во‑первых, меня дома все устраивало. Во-вторых, лишь бы куда ехать не хотелось. Был момент, когда в нашем театре работал режиссер Юрий Ильин. Потом он уехал в хабаровскую драму и звал с собой. Но я отказался: квартиру ведь мне никто не предлагал. Правда, позже, когда Ильин возглавил театр в Брянске, я все же рискнул и поехал за ним. Но, к сожалению, через полгода Юрий Александрович умер. И мне пришлось вернуться домой.
И очень кстати. Мне как раз пришло направление на режиссерские курсы в Москву. К слову, до этого я уже успел поставить пять сказок и четыре вечерних спектакля. Отучился, и закипела работа с удвоенной силой…
— И все же со временем вас переманили в Хабаровск…
— Тут такая история. На очередной юбилей комсомольского театра приехал Владимир Оренов, который в тот момент являлся художественным руководителем хабаровской драмы. Он поставил у нас спектакль «Лекарь поневоле» по Мольеру, где я был занят в главной роли. «Что ты тут сидишь? — спросил меня режиссер. — Давай к нам». Я бы, может, и не рискнул на переезд, но вскоре жену (надо же, какое совпадение!) перевели на работу в Хабаровск.
Приезжаю, но Оренова уже нет. Впрочем, тогдашний директор театра Алексей Туркалов меня взял. И вот уже четыре года я считаю себя хабаровчанином.
Что могу сказать? Здесь мне комфортно. Хабаровск и Комсомольск ведь соседи. Кого-то из труппы я знал, кто-то меня. С Вадимом Паршуковым, который в сложный период пандемии ставил спектакль «Люкс для иностранцев», мы много лет вместе в городе юности отработали. Словом, все свое, родное. Приятно, что и роли интересные есть. И уверен, будут. Так что я еще поиграю…
Автор: Беседовал Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.Все статьи рубрики | Архив номеров
Источник — ТоЗ
НА РАССЫЛКУ ТЕАТРА.