Хабаровская премьера: Честный и искренний апрель в Театре драмы
Хабаровский краевой театр драмы завершил 71-й сезон премьерой. Спектакль «Бесконечный апрель» петербургского драматурга Ярославы Пулинович в постановке режиссёра Евгении Богинской – пронзительное действо о памяти, о преемственности поколений, о ханжестве, цинизме и, конечно, о любви.
Этот спектакль о памяти прошлого, без которого настоящее теряет смысл. Эти апрели казались бесконечными, а точнее, круговерть воспоминаний умирающего главного героя. В последние секунды жизни он вспоминает апрель 20-х, Петроград, маленького мальчика Веню с мамой. Апрель 30-х, Ленинград, Веня-школьник. Апрель 1942-го, Веня в осажденном городе. Жизнь четырех поколений глазами старика, времена, эпохи, пространство. Не так ли в послесмертии рисуют ад?
С одной стороны, минимализм – в декорациях, в игре, где порой актеры просто читают текст, как в радиоспектакле, с другой — довольно современное шоу с хромакеем: во время спектакля, когда действо переносится в зеленую выгородку, на экране, над сценой, актеры были в нарисованной квартире.
В сцены из прошлого — предсмертные видения главного героя спектакля, 98-летнего Вени, умирающего от рака, врываются сцены из настоящего. Дочь, продающая квартиру с пока еще живом отцом — «все равно вот-вот умрет, люди смертны. А квартирку надо!». Внучка, после смерти деда устраивающая вечеринку в стиле «совок» в этой самой квартире. И все жизни – и старшего, и среднего и молодого поколения — казались никчемными, пустенькими.
Режиссеру Евгении Богинской удалось, почти бесстрастно препарируя ткань пьесы, найти ту грань, когда не даются ответы, а дается воля зрителям самим решать, где добро, где зло. «Надо подумать!» — говорили зрители после того, как пять минут бисировали артистам. Спектакль-то получился очень личным, интимным и честным. А всякая правда не бывает сладкой, в отличие от лжи. И если юные хабаровчане просто радовались хорошему спектаклю, то более взрослые были задумчивы: все это действо шло поперек эгоистично-трусливому желанию идеализировать прошлое. Все честно и тактично. Не суд ведь, а просто спектакль.
— Это спектакль о памяти. Я благодарна своему дедушке за то, что я появилась. Я помню его, и хотелось бы еще дальше заглянуть, Но в какой-то момент прерывается нить. В России очень сложно найти концы, откуда мы родом. Три-четыре поколения – еще ладно, а дальше очень тяжело найти информацию о предках. Нет записей в архивах, — рассказала Евгения Богинская. – Автор пьесы Ярослава Пулинович, она чуть моложе меня. Ей еще тридцать не исполнилось. Видимо, она уже готова к осмыслению прошлого. Художник, как правило, быстрее взрослеет, чем его сверстники. У нее текст очень приятный, человечный, герои объемные. Текст не нужно перекраивать, вымарывать. Я немного от себя добавила несколько текстов, своих, болевых.
Актриса Юлия Медведева и не ожидала, что будет играть Галину — главную женскую роль:
—Это было очень неожиданно. Из-за возраста, например. Артистка, которая играет мою дочь, старше меня. И логично было бы предположить, что она будет моей мамой. Эта роль — мечта. Прожить на сцене от раннего возраста до смерти — это дорогого стоит. Что советовала мне Евгения? Дышать! Дышать, чтобы отпустить себя!
Роль Галины Юлии удалась. От гротеска, почти клоунады до трагизма, и везде было органично и очень искренне. Тонкая грань между озлобленным обезьяноподобным существом, которое не любит, почти презирает мать-коммунистку, и нежнейшей и любящей девочкой, между женщиной, как казалось, в своей жестокости и эгоизме не знающей границ, и мудрой женой, осознающей перед смертью, что такое любовь, — все было сыграно Юлией Медведевой выпукло, ярко, объемно.
Стоит отметить и Лидию Феклистову (Люба, дочь Вени), которая и продавала квартиру с умирающим отцом: «Не стоит туда заходить. Там дурно пахнет. Там отец умирает. Все мочой пропахло!» — говорит она агенту фирмы недвижимости. Этот монолог, такой вполне земной, обычный в своей реалистичности, пожалуй, одна из самых страшных сцен в спектакле.
Ольга Веденеева сыграла попутчицу Вени – простую молодую девушку, которая влюбилась с первого взгляда в главного героя, не потому, что его бросила жена, а потому, что есть у некоторых талант – влюбляться. Играть это без вранья невероятно трудно. У Ольги получилось — трогательно, тонко.
Мать Вени (артистка Мария Клепанова) в начале спектакля сказала своему сыну: «Ты должен прожить большую, долгую и красивую жизнь, а всё, что вокруг, не имеет значения». И главному герою удалось прожить жизнь долгую, но вряд ли красивую, и «всё, что вокруг», врываясь в эту долгую жизнь почему-то в апреле, делало ее совершенно никчемной и пустой. А может, всего лишь выявляло истинную природу этой самой жизни. Жили люди, как будто и не жили, как будто их и не было никогда. Катя-кухарка вдруг исчезла. Жена Галя, с которой Веня прожил 60 лет, так и осталась совершенно чужой. Случайная попутчица, которая могла бы стать его судьбой… Жизнь, которую Веня «прожил так, что мог бы и не жить».
Спектакль «Бесконечный апрель» — пожалуй, по-настоящему первая удача Театра драмы за долгие годы. Вряд ли он оставит равнодушным, вряд ли хабаровчане, попавшие на него даже совершенно случайно, не будут долго бисировать. Ну и главная находка — режиссер Евгения Богинская, которая, если все сложится, и дальше будет сотрудничать с театром:
— Я буду периодически прилетать в Хабаровск. Мне интересно работать с труппой Хабаровского краевого театра драмы и комедии. Я думаю, что у артистов есть очень хороший потенциал, и они открыты к общению со мной.
Автор — Юрий Вязанкин
Фото — Игоря Чуракова
НА РАССЫЛКУ ТЕАТРА.