Гастроли по обмену: «горбатая чайка» из Санкт-Петербурга в Хабаровске
На сцене краевого театра драмы и комедии начались гастроли Санкт-Петербургского театра юных зрителей имени А.А. Брянцева – старейшего и самого первого в России театра для детей и молодёжи.
Приезд в Хабаровск питерских артистов состоялся в рамках проекта «Большие гастроли», организованного федеральной дирекцией музыкальных и фестивальных программ «Росконцерт» при поддержке министерства культуры РФ.
По этому поводу состоялась пресс-конференция с участием ведущих артистов театра и официальных лиц с хабаровской стороны. Мероприятие проходило в непринуждённой обстановке. Обещанного и.о. министра культуры Хабаровского края Юрия Ермошкина в зале не наблюдалось.
Его заместитель Ирина Купченко тепло приветствовала гостей из Северной Столицы, подчеркнув, что они впервые приехали в Хабаровск, который тоже является культурной столицей Дальнего Востока.
100 лет Коньку-Горбунку
Ответное слово держала заместитель директора ТЮЗа, исполнительный директор международного театрального фестиваля «Радуга» Татьяна Цветкова.
– Тот тёплый приём и радушие сотрудников театра драмы мы прочувствовали и надеемся, что хабаровский зритель оценит по достоинству спектакли, которые мы привезли. На стационаре после пандемии играем их впервые, а выйти на сцену после семи месяцев простоя, поверьте, это очень сложно. Наш главный спектакль «Конёк-Горбунок», когда на сцену выходят сразу 80 человек, мы не смогли привезти по понятным причинам. Осилить такой масштаб не под силу даже «Росконцерту». Кстати, «Коньку-Горбунку» скоро исполнится сто лет. Ну а мы привезли наши любимые спектакли. Их любят и петербуржцы. Гастроли мы открываем одновременно с гастролями труппы вашего драмтеатра, которая сегодня тоже выйдет на сцену нашего театра. Надеюсь, зрители им будут аплодировать стоя!
Из артистов первым начал говорить старейшина театра, заслуженный артист России Сергей Шелгунов.
– Мои «пять копеек» будут против министерства и Росконцерта. Плохо, что мы друг друга не увидим. Гастроли начинаются и заканчиваются одновременно. Хабаровчане у нас, мы – тут. Неужели нельзя было сдвинуть по времени? В этом сезоне мы ещё и не играли. Теперь о «Сказке о потерянном времени» и здоровье, это я от себя добавляю. Её вы увидите 18 и 19 сентября на большой сцене драмтеатра. Это ремейк сказки Евгения Шварца, но сейчас уже другое время, и у наших детей совсем другие потери времени. Это такая старая сказка на новый лад. Ещё я занят немного и в «Зимней сказке» Шекспира. Что можно сказать о наших спектаклях? Они и взрослые, и детские одновременно. В общем, для семейного просмотра.
Зритель стал добрее
– Сергей Алексеевич, но вот вы служите в театре уже очень много лет. Скажите, сильно изменился маленький зритель? И в какую сторону?
– Конечно, изменился! Я служу в театре с 1975 года и вот что могу сказать: культпоход исчез сам по себе! то, о чём мы мечтали когда-то. Сегодня учителям лень ходить с детьми ещё и по театрам. Они предпочитают отдыхать в субботу-воскресенье со своей семьёй. Вот вам и причина. И знаете, сегодня дети стали добрее, ходят в театры по желанию со своими бабушками и мамами. Изменились в лучшую сторону.
– Двадцать лет назад Софью было страшно играть в спектакле «Горе от ума»,
– добавляет его коллега Анна Дюкова. – В зале сидели дикие подростки, которые могли кинуть на сцену и бутылку из-под пива, и выкрикнуть похабщину в адрес актёра. Это бурные 90-е годы. И вдруг зритель пропал куда-то, а потом появился и стал какой-то чуткий. Например, когда играем спектакль «Дорогая Елена Сергеевна», так они остаются после спектакля и просят: «мы хотим поговорить с вами», представляете? Побольше бы таких спектаклей, чтобы молодые люди работали душой.
– А с какого возраста нужно приобщать ребёнка к театру, как вы считаете?
– Приобщать нужно с любого возраста, – считает Сергей Шелгунов, – но приводить в театра лучше годов так с шести. Есть такая категория зрителя 6+. А то приведут двух-трёхгодовалого малыша, который сначала сидит-сидит, свет погас, а он вдруг ка-ак разревётся! И всё, кайфа от спектакля нет.
– Какой средний возраст актёров в труппе?
– Есть старейшины, такие как я, но сам ТЮЗ должен быть, конечно, молодым. Это такой принцип. У нас в труппе всего 53 человека, а в Хабаровск приехали больше половины, человек тридцать. Мы дружный коллектив, есть, безусловно, разногласия, но их мало.
Бедная Лиза
Ведущая артистка, лауреат молодёжной премии Санкт-Петербурга и высшей театральной премии «Золотой софит» Анна Мигицко (бывшая одесситка) играет главную героиню в спектакле «Бедная Лиза» (он открыл гастроли вчера вечером).
– Я сама обалдела, когда Марк Розовский предложил мне играть бедную Лизу. Так он видит меня в этой роли. Мы попытались сделать честный спектакль – моралите Карамзина. Впервые Марк Григорьевич поставил его в БДТ в 70-х годах. А сейчас «Бедная Лиза» идёт ещё в театре «У Никитских ворот», но там всё по-другому. У нас в спектакле занято всего три человека, остальные шесть человек – оркестр. Это мюзикл, но музицирование происходит как бы в домашней обстановке. Спектаклю всего два года, но мы с ним объездили уже много по России и были даже за рубежом – в Германии и Черногории. Везде принимали вроде бы тепло. Надеемся, что и хабаровчане не будут исключением.
Расцелованный спектакль
Ведущая артистка Анна Дюкова рассказала о спектакле «Плыл кораблик белопарусный», в котором задействована сама. Зрители его увидят 19 сентября на малой сцене.
– Я не назвала бы эту постановку спектаклем. Это история северных поморов «по сказкам дедушки». Создан в атмосфере быта северных народов – поморов. Там все декорации в дереве, всё расцеловано, обласкано. Такая семейная история-ожидание мужиков из похода за море. Водная стихия, сказания архангельских поморов, у них свой интересный говорок, которому мы учились у специально приглашённых фольклористов. Спектакль длится всего час двадцать. За это время зрители целиком погружаются в атмосферу народных сказаний, фольклорных запевок, притчи «шёл баран, да по крутым берегам». Вот так постепенно и скрашивается время тяжёлого ожидания у поморов. Вернутся ли их родные из морского похода? Будем надеяться, что вернутся. Ещё хочу немного сказать о спектакле «Человек в футляре», который хабаровчане увидят вечером, в эту пятницу. Это один из самых любимых наших спектаклей. Сумасбродный фантазёр Георгий Васильев так нафантазировал в своей постановке, что, по сути, эта пьеса превратилась в политизированную историю времён начала конфликта с Украиной. Чехов написал, а Васильев что-то там такое вычитал – вы и сами увидите.
Хабаровск им понравился
– Но ваше впечатление от Хабаровска?
В принципе, все питерцы, как утверждалось, были очарованы Хабаровском. Например, одесситке Анне Мигицко краевой центр напомнил свою малую родину.
– Вчера, гуляя по набережной Амура, мне вдруг чётко вспомнилась родная Одесса, представляете?! Вообще в самолёте я бросила клич в инстаграм – куда сходить в Хабаровске? И мне посыпалась буквально куча советов.
Ведущий артист ТЮЗа, лауреат Молодёжной премии Санкт-Петербурга Дмитрий Ткаченко и вовсе проспал экскурсию.
– Потому что после прямого семичасового перелёта нахожусь в полной «обструкции». Но вечером погулял по Хабаровску, и мне было очень тепло, несмотря на погоду. Какой ласковый Амур! В Питере на набережной всегда дует ветер, а тут тихо и приятно.
Те, кто всё-таки поехал на экскурсию, были удивлены самобытностью местного экскурсовода Ирины: «оторванность сразу пропала, и мы воодушевились». Пожалели только, что не увидели памятник женской добродетели (это почетный памятник целомудрию и верности супруги Бао Юнчуня – воина ханьской армии, созданный в 1885 году, а в Хабаровск попал в 1899 г. – Авт.), но обещали в следующий приезд непременно на него посмотреть.
Интересно, что нынешние «дальневосточные» гастроли питерцев проходят одновременно в Хабаровске и во Владивостоке. Показывают спектакль здесь – и сразу летят во Владивостоке, в общем, туда-сюда. Напряжение огромное.
Очень советовали сходить на Зимнюю сказку», которая в воскресенье, 20 сентября, закрывает гастроли.
– Это сказка по последнему произведению Шекспира, где он просит прощения у рано умершего сына, о любви, о хаотичном непонимании, которое в итоге перерастает во что-то прекрасное. Играли её в Перми и Краснодаре, делали спектакль в любви и неге.
– С нашим ТЮЗом дружите?
– Конечно! С Анной Шавгаровой и Константином Кучикиным мы большие друзья. Кстати, есть тюзовцы в этом зале? Нет? Так они все на фестивале, в Питере!
– Кстати, а фестиваль «Радуга» состоится в Питере?
– Мы хотели его провести весной, но не удалось. Теперь решили проводить с третьего по девятое декабря. Может, это и рискованно. Всё-таки фестиваль имеет статус международного. Поживём-посмотрим, всё будет зависеть о пандемии.
– А брянцевский фестиваль?
– Его успели провести в 21-й раз, но награждение было уже без зрителей и участников. Победили, как ни странно, наши, питерские ребята – обычный школьный театр «Феникс» из Приморского района. Спектакль «Стальные лилии» по произведению Алексиевич, тоже как ни странно.
– Как после пандемии? Народ пошёл в театр?
– Около двух тысяч зрителей, которые приобрели билеты заранее, не сдали их, сказали: потом придём. Это ли не доверие к театру? У нас и шахматную рассадку отменили раньше, чем у вас, в Хабаровске. Мы театр многих юных зрителей, а не одного юного зрителя. Помните это и приходите к нам на гастроли!
– Но почему всё-таки «горбатая чайка»?
– Да потому что «Конёк-Горбунок» – символ нашего театра, как «Чайка» – символ МХТ. Вот и весь секрет.
Источник — Habinfo
НА РАССЫЛКУ ТЕАТРА.