Анекдот о трёх картах покажет хабаровская драма
«Пиковая дама» – так называется спектакль по произведению А. С. Пушкина, премьера которого состоится на сцене Хабаровского краевого театра драмы 15 и 16 ноября. «Фантастический анекдот о трёх картах, рассказанный очевидцем в одном действии» – такой жанр постановки придумал режиссёр Алексей Матвеев из Астрахани.
Известно, что А. С. Пушкин написал «Пиковую даму», основываясь на реальной истории своего знакомого. Заядлый карточный игрок князь Голицын сумел отыграться благодаря совету своей бабки – Натальи Петровны Голицыной, которая наказала ему поставить все на три карты.
СКАЗКА ИЛИ БЫЛЬ?
Главный герой спектакля – молодой, амбициозный и достаточно беспринципный инженер Германн хочет разбогатеть. Игра в карты кажется ему подходящим, но слишком рискованным средством. Германн готов играть, но только зная беспроигрышный вариант. По слухам, старая графиня Томская владеет тайной трёх карт, дающих несомненный выигрыш. Молодой офицер не может противостоять силе искушения и решается любой ценой выведать её секрет. Он ставит на карту собственной жизни всё, вступая в поединок с самой Судьбой, но каким будет исход игры, когда играешь с демоническими силами?
– «Пиковую даму» мне предложил поставить директор, художественный руководитель Хабаровского краевого театра драмы Николай Евсеенко, – рассказывает Алексей Матвеев. – До этого Пушкина ставил лишь раз – был режиссёром и сам читал со сцены «Метель». Это было достаточно давно на базе Астраханской областной филармонии с оркестром музыкальных инструментов с музыкой Свиридова. А вот в драмтеатре такого опыта у меня не было. Так что предложение ставить «Пиковую даму» подхватил с большим удовольствием.
Вообще, к Александру Сергеевичу отношусь с уважением и пиететом. С одной стороны, кажется, что Пушкина мы знаем от и до. Но когда начинаешь погружаться в материал и пробовать исследовать: а как это пришло в голову Александру Сергеевичу, что это за история такая… И вдруг открывается столько всего! Возникает много вопросов, которые и на сегодняшний день не имеют ответов. Вообще, «Пиковая дама» это что? Сказка или быль? А может быть, анекдот, нелепый случай…
Анекдот о трёх картах и стал поводом для того, чтобы погрузиться в это расследование по поводу персонажей, их мотиваций, тайной связи. Возьмём того же Германна. Да, он поставил свою жизнь на карту – пришёл к известной графине ночью домой, чтобы выпытать у неё секрет о трёх картах. Как ему это пришло в голову? Он обычный человек или сумасшедший? Германн – по национальности немец – имел холодный расчёт и огненное воображение. На протяжении всей повести он шагает то налево, то направо. Что его заставляет повернуть то сюда, то туда?
Повторюсь, я с большим удовольствием погрузился в этот материал. Надеюсь, и актёрам было интересно. Ну а что у нас в итоге получилось, решать, конечно, зрителям.
Кстати, об актёрах. Германна у нас играют Денис Гелязендинов и Павел Бодров. В роли графини Анны Федоровны заслуженная артистка России Светлана Царик. В спектакле также заняты: заслуженный артист России, народный артист Хабаровского края Евгений Монолатий, заслуженная артистка России Анастасия Андрощук, заслуженный артист Хабаровского края Сергей Юрков, а также Сергей Дорогой, Борис Любимов,
Андрей Гусев, Юлия Медведева, Ксения Огурцова, Эмилия Залуговская, Татьяна Малыгина, Рената Хазиахметова, Наталия Ивченко, Ирина Михневич.
«С ИНТЕРЕСОМ ПЕРЕСМАТРИВАЮ СВОИ СПЕКТАКЛИ»
– Алексей, вы на сцене хабаровской драмы ставите уже не в первый раз. Знакомство началось со спектакля «Восемь любящих женщин». Затем были «Ах, Платонов», «Записки сумасшедшего», теперь вот «Пиковая дама». А ведь, помнится, поначалу вы с нашим театром драмы познакомились заочно…
– Несколько лет назад Хабаровский театр гастролировал у нас в Астрахани на сцене ТЮЗа. Вот тогда Николай Иванович Евсеенко и некоторые артисты побывали на двух моих спектаклях в театре драмы (сам я тогда в городе не был). Потом мне через знакомых передали, что гостям из Хабаровска понравились мои спектакли. С этого, собственно, и завязалось знакомство, которое, надеюсь, переросло в плодотворное сотрудничество.
– Когда вы находитесь в Хабаровске, пересматриваете свои спектакли?
– Да, и это мне интересно. Доволен ли я этими постановками? Знаете, я уже как-то отвык оценивать – понравилось или нет. Скажу так: мы занимаемся самой сложной в мире разновидностью искусства. Ведь театр – это живое искусство. Поэтому сейчас, когда я вижу тот или иной спектакль, то наблюдаю незначительные минусы либо значительные плюсы. В зависимости от того, как проходит работа. Потому что работа над спектаклем не заканчивается до тех пор, пока он не снимается с репертуара.
Вот недавно я в Астрахани пересмотрел свой спектакль, который идёт уже лет 15. Мне было интересно, что с ним происходит. Но оценка моя и зрителей может не совпасть. Вот, например, комедия положения – она всегда легче продаётся, легче живёт.
Это нормально: зритель ищет развлечений в театре и он их получает. Но куда сложнее прийти в театр и вместе с актёрами сопереживать, о чем-то подумать. С комедией тут всё понятно. А если драма… Или возьмём «Пиковую даму». Здесь жанр вообще размыт – нелепый анекдот, смешной, иногда трогательный, мистический, таинственный, сказочный… Как всё это оценят зрители? Посмотрим.
Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.
Источник — ТоЗ
НА РАССЫЛКУ ТЕАТРА.