Противодействие коррупции
Уважаемые зрители!

Хабаровский краевой театр драмы предлагает воспользоваться услугой «Подарочный сертификат». Это отличное решение вечного вопроса «Что подарить»? Подарите близкому человеку радость посещения театра, сохранив при этом возможность выбора спектакля, даты, времени по его усмотрению.

Подарочный сертификат — своеобразный «билет с открытой датой» в мир театра, мечты и праздника! Если Вы не знаете, что подарить своим любимым, близким и родным, то подарочный сертификат «Вечер в театре» станет прекрасным подарком к любому праздничному поводу.

В продаже имеются подарочные сертификаты «ВЕЧЕР В ТЕАТРЕ» номиналом: 500, 1000 и 2000 рублей.

Приобрести подарочные сертификаты вы можете в кассе театра.
Телефон для справок: 30-68-25

Правила приобретения и использования сертификатов.

18 октября 2018

ЖИЗНЬ ЛЕГЕНДАРНОГО МОДЕЛЬЕРА ДЛИНОЮ В 100 ЛЕТ

Сегодня Сергею Бородину — знаменитому модельеру-закройщику мужских костюмов, первому начальнику пошивочного цеха Хабаровского краевого театра драмы — исполнилось 100 лет. Шутка ли, он застал еще первые годы советской власти, пережил эпоху Ленина, Сталина и других вождей, развал СССР — и здравствует по сей день.
Бородин работал в хабаровской драме со дня ее основания и на своем хлопотном посту протрубил целых 46 лет. Вся история театра — перед глазами Сергея Алексеевича. До сих пор он помнит первые постановки, бережно хранит все, что связано со сценой и людьми, в разные годы здесь трудившимися.

Бородин защищал… Бородино

Однако скажи кто-нибудь в 1930-е годы Сергею Алексеевичу, тогда еще просто Сереже, что тот со временем будет шить костюмы народным и заслуженным артистам, Бородин едва ли в это поверил. В детстве и юности он жил в Амурской области, окончил школу, затем сельскохозяйственный институт. И грянула Великая Отечественная война. Вскоре Бородин оказался на передовой.
- Я был артиллеристом. Вначале прибыли в Ленинград, — рассказывает Сергей Алексеевич. — Трое суток там простояли, а потом по Можайской дороге отправились на Москву. Мне довелось принять участие в битве за Бородино.
Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн. Как-то в землянке, по признанию Сергея Алексеевича, он нашел саблю, связанную с событиями 1812 года. Вообще, получилось символично: пушка Бородина защищала… Бородинское поле. Получилось почти как по Лермонтову: «Забил снаряд я в пушку туго и думал: угощу я друга!». Только вместо «брата мусью» пришлось воевать с фашистскими захватчиками. Именно под Бородино, во время одного из артобстрелов Сергей Алексеевич был тяжело ранен: снаряд раздробил коленную чашечку. Нога-то срослась, но с тех самых пор не гнется.

Женился и выучился на портного

Так совсем молодой еще человек получил инвалидность. Но жизнь-то продолжалась. После госпиталя его, понятно, комиссовали. Бородин вернулся на Дальний Восток — в Хабаровск. Здесь и познакомился с будущей женой.
- В центре города, в районе Комсомольской площади, в те годы была бесплатная столовая для инвалидов Великой Отечественной войны, куда я периодически заходил пообедать, — вспоминает Сергей Алексеевич. — Приглянулась мне одна официантка. Познакомились. В результате Анюта, с которой мы прожили вместе почти полвека, стала моей женой. Вырастили двух сыновей и дочку. Потом внуки пошли, правнуки…
Однако вернемся в грозовые 1940-е. Выучился Бородин на закройщика-модельера. Работал в Горпромторге, где его тут же избрали секретарем комсомольской организации. В те трудные времена это была привилегированная должность. Полагался литерный паек, который, помимо комсорга, в Горпромторге получали только директор и парторг. Потом Сергей Алексеевич оказался в универмаге.

Очередь за билетами — словно в Мавзолей

Неизвестно, как бы сложилась его дальнейшая судьба, не познакомься Бородин с одним театральным деятелем, выходцем из Одессы. Он-то и сосватал Сергея Алексеевича в театр драмы, который тогда только открывался.
На всю жизнь Бородин запомнил этот день — 1 марта 1946 года, когда впервые переступил порог театра, и сразу же включился в работу. Ведь уже 16 марта состоялась в драме первая премьера — спектакль «Памятные встречи» по пьесе Утевского, посвященный героям, отстоявшим нашу Родину в годы Великой Отечественной войны. Что очень символично: ведь на дворе стояла первая послевоенная весна. Тема эта, конечно же, была близка и фронтовику Бородину.
До лета в театре состоялись еще две премьеры. Потом труппа уехала на свои первые гастроли, а Сергей Алексеевич, как говорится, с чувством исполненного долга отправился на курорт в Пятигорск. А осенью все повторилось сначала.
- Тогда только что вышел нашумевший по тем временам роман Александра Фадеева, — продолжает Бородин, — и наш театр одним из первых в стране поставил «Молодую гвардию». С костюмами, конечно, пришлось повозиться: ведь надо было шить и советскую форму, и немецкую. Сама постановка имела огромный успех. Сейчас в это трудно поверить, но очередь за билетами на «Молодую гвардию» была сродни ажиотажу в Мавзолей и тянулась до улицы Волочаевской.
Времена тогда, понятно, были тяжелые. Но Бородин из любой ситуации старался находить выход. Брался, допустим, дешевый материал, из которого шился тот или иной костюм, но красился и пропитывался так, что из зрительного зала он смотрелся, словно дорогая вещь. Что ж, в этом и заключалось мастерство дяди Сережи (именно так многие артисты называли начальника пошивочного цеха).

«Не опозорь мундир — сыграй, как надо»

- Я пришел в театр драмы в 1971 году, но о дяде Сереже к тому времени уже был наслышан, — рассказывает народный артист России Сергей Лычев. — Его костюмы — это бесценное наследие театра. Кстати, Бородин буквально одевал тогда всю партийную элиту Хабаровска и края. Ведь в те времена ткани в продаже было много, а костюмы — в большом дефиците. Вот все и шли к Сергею Алексеевичу. Помню, обратился к нему и я, в ту пору молодой артист: «Дядя Сережа, сшей мне костюм, в котором не стыдно будет выходить в люди». Хотя в душе были опасения, поговаривали, что он шьет не всем. Но мастер не отказал. Купил я ткань, принес. И знаете, такой отличный костюм получился. Позже мы подружились, и я еще неоднократно пользовался услугами Сергея Алексеевича, как-то он мне и пальто сшил. Ну а перед премьерными спектаклями Бородин был вообще нарасхват. «Дядя Сережа, — говорил ему тот или иной актер, — сделай так, чтобы я на сцене выглядел на уровне». На что мастер отвечал примерно так: «Я-то сделаю все в лучшем виде, но и ты не опозорь мундир — сыграй, как надо!».
- Глаз у меня уже был наметан, и я своих «клиентов» настолько выучил, что нередко хватало и одной примерки, — говорит Бородин. — Кстати, я шил на заказ костюмы и известным артистам, гастролирующим в Хабаровске. Среди них был и знаменитый актер театра и кино Михаил Жаров. Он в нашем театре на протяжении десяти дней гастролировал, и я за это время успел справить Михаилу Ивановичу костюм. Жаров остался доволен. Кстати, он тогда у нас заработал полторы тысячи рублей (по тем временам большие деньги). «Теперь куплю жене шубу», — сказал Михаил Иванович на прощание. Вообще, столичные артисты часто выступали на сцене театра: Лидия Русланова, Евгений Матвеев, Михаил Ульянов… Кстати, одно время у нас работал ныне известный актер Юрий Кузнецов.

Оформил 400 спектаклей

Однажды артисты, которые очень любили и уважали Бородина, выступили с предложением: «А почему бы дяде Сереже не присвоить звание заслуженного работника культуры? Ведь он неотъемлемая часть нашего производства, театр без него немыслим…». Однако тогдашний директор не разделял мнение коллектива: «Зачем ему звание? Он и так больше меня получает». Какая в этом связь, так никто и не понял, но Сергей Алексеевич так и остался без почетного звания.
Бородин, по его словам, действительно по тем временам неплохо зарабатывал. Со всеми подработками, надбавками, пенсией доходило, в среднем, до 400-450 рублей. Но ведь и работал он на износ, что называется, не покладая рук, да еще и постоянно (такова уж специфика его деятельности) дышал пылью.
- Я принял участие в оформлении порядка 400 (!) спектаклей, — рассказывает Сергей Алексеевич. — А сколько при этом костюмов шил — и не сосчитать.

Всё дело в генах

…Ушел на покой Бородин в начале 1990-х. Наверное, мог бы еще послужить театру, но у Сергея Алексеевича заболела жена, и он вынужден был оставить пошивочный цех. Надо ли говорить, что театр без мастера, что называется, осиротел. Но артисты-ветераны по-прежнему помнят Бородина и рассказывают о легендарном модельере-закройщике молодежи. Сегодня труппа поздравит дорогого Сергея Алексеевича со славным юбилеем.
Между тем сам юбиляр, несмотря на свой очень почтенный возраст, выглядит достаточно бодро и к врачам старается особо не обращаться.
- Я еще рюмочку могу пропустить, — улыбается Сергей Алексеевич. — Вообще, никакого секрета долголетия у меня нет. Тут все дело, видимо, в генах. Мой дед прожил 107 лет, отец почти до ста дотянул. Так что, надеюсь, я еще «повоюю».

Автор — Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.
Фото — Сергея АЛЕКСЕЕВА.

ИсточникТихоокеанская звезда

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Наверх