Противодействие коррупции
Уважаемые зрители!

Хабаровский краевой театр драмы предлагает воспользоваться услугой «Подарочный сертификат». Это отличное решение вечного вопроса «Что подарить»? Подарите близкому человеку радость посещения театра, сохранив при этом возможность выбора спектакля, даты, времени по его усмотрению.

Подарочный сертификат — своеобразный «билет с открытой датой» в мир театра, мечты и праздника! Если Вы не знаете, что подарить своим любимым, близким и родным, то подарочный сертификат «Вечер в театре» станет прекрасным подарком к любому праздничному поводу.

В продаже имеются подарочные сертификаты «ВЕЧЕР В ТЕАТРЕ» номиналом: 500, 1000 и 2000 рублей.

Приобрести подарочные сертификаты вы можете в кассе театра.
Телефон для справок: 30-68-25

Правила приобретения и использования сертификатов.

26 ноября 2018

СЕРГЕЙ КОВАЛЬЧИК: «ПУСТОЕ ЗРЕЛИЩЕ НИКОГДА НЕ ДАСТ ПОЛНОГО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ»

Кто не знает Емелю из знаменитой русской сказки?! Повезло ему, поймал щуку волшебную… С этого и начинаются приключения, в которых доброта и открытость вознаграждаются, а упрямство, самодовольство и напыщенность остаются в дураках.

1 декабря на сцене Хабаровского краевого театра драмы состоится премьера спектакля «По щучьему веленью». Над постановкой работает главный режиссер минского Национального академического драматического театра имени М. Горького, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Сергей Ковальчик.

- Сергей Михайлович, вы известный режиссер, ваши спектакли удостаивались Гран-при, дипломов международных фестивалей и форумов. И при этом вы успеваете еще и сказки ставить и даже вырвались в Хабаровск…

- Как известно, сказка ложь да в ней намек — добрым молодцам урок. Что же касается выбора сказки… «По щучьему веленью» — это современная сегодня, на мой взгляд, энциклопедия русской жизни. В ней много зашифровано интересных смыслов, которые будут интересны и детям, и их родителям.

Емеля — это потрясающий русский характер, выписанный народом. Характер простака, наивного, но очень добродушного человека, наделенного милосердием. И в то же время в нем и лень русская, и удальство, и принципиальность. Когда директор хабаровского театра драмы Алексей Туркалов предложил мне поставить сказку, я сразу воскликнул: «По щучьему веленью».

Ведь Емеля наш русский парень, которому везет. Эта сказка учит добру. Работается хорошо. Мы во взаимоотношении с труппой, как мне кажется, нашли гармонию, и нам интересно друг с другом. Репетиции проходят гармонично.

Вообще очень люблю детскую аудиторию, и первыми моими режиссерскими работами были именно сказки. И у себя в театре сам ставлю сказки и редко кому это поручаю. Вернее, я ставлю не сказки, а детские спектакли. Потому что важно, когда ты растишь своего зрителя, не пропустить момент первого соприкосновения ребенка с театром.

Чтобы театр не отвратил его от себя, чтобы в будущем он захотел прийти сюда на молодежный спектакль, потом на Чехова, Тургенева, Шекспира, Вампилова. Это длинная цепочка. Главное, чтобы ребенок не оттолкнулся от театра, впервые увидев его.

- А когда в вашу жизнь пришел театр?

- Окончательно решил, что свяжу свою жизнь с театром, в десятом классе. А вообще, театром увлекся с детства. Да и как могло быть иначе, если мои родители посвятили себя этому искусству.

Вместе учились в театральном вузе, познакомились, полюбили друг друга и уже на третьем курсе родился я (улыбается). Мой отец — заслуженный деятель искусств России. Работал главным режиссером в театрах оперетты в Красноярске, Пятигорске, Волгограде, в Царицынской опере.

Мама, естественно, постоянно была рядом с ним и служила в драматических театрах. Их путешествия по городам России началось еще в 1989 году, до развала СССР. Я в то время как раз учился в Минске в Белорусском государственном театрально-художественном институте по специальности «актер драматического театра и кино».

- Вы поначалу хотели стать актером?

- Не то чтобы хотел. Просто считал, что поступать на режиссерский факультет в столь юном возрасте слишком амбициозно. Что я могу сказать актерам, если у меня самого опыта нет никакого? Поэтому поступил на актера, чтобы знать профессию изнутри. Не случайно футбольный тренер — это, как правило, бывший игрок.

После получения своего первого образования немного поработал в минском ТЮЗе и стал думать, как мне приступить к основному этапу жизни. Очень хотел поступить в ГИТИС на курс к Гончарову и Марку Захарову. Но мы после известных событий 1991-го стали поначалу разными государствами. Год обучения в Москве стоил 2 тысячи долларов, а зарплата моя была 15 долларов.

Я понял, что ГИТИС — это нереально. Кто тогда мог предположить, что через несколько лет будет союзное государство? Чтобы не терять времени даром, поступил в Белорусскую государственную академию искусств по специальности «режиссура драмы».

Поработал в нескольких театрах, а уже десять лет являюсь худруком минского Национального академического драматического театра имени М. Горького. В народе наш театр называют русским. Ведь мы были образованы в 1932 году, как русский театр БССР. Входим в ассоциацию русских театров за рубежом, много гастролируем, в том числе и в России.

- Вы сами часто ставите спектакли в России?

- Хотел бы чаще, но график очень плотный. Тем не менее уже в третий город в России выбираюсь. В Тамбове поставил два спектакля, отметился в Ставрополе, теперь вот в Хабаровске оказался. Кстати, в нашей семье так далеко добиралась только моя бабушка Раиса Михайловна Морозова — ветеран Великой Отечественной войны. Она здесь воевала на китайской границе в 1945-46 годах. Я уже звонил бабушке (сейчас ей 94 года) отсюда. Она говорит: «Я там была и хорошо помню эти места». Так что здесь как бы генетически я уже был (смеется).

- В одном из интервью вы сказали: «Я счастлив, когда зал думает». Расшифруйте…

- Понимаете, сегодня театр как бы разделился на два совершенно разных течения. Одно чисто развлекательное, абсолютно бездумное. Второе — настолько интеллектуальное, что выходишь после спектакля с головой, опухшей от мыслей. Потому что их много, а думать нечем: настолько все спрессовано.

Для меня идеал — театр Товстоногова. Когда есть и сила зрелища, и сила художественного образа, и сила мысли, оставшаяся после спектакля. Где актер на первом плане. Вот почему я люблю, когда зал мыслит. Надо развлекая поучать. Люди порой говорят: «Нам зрелища хочется, жизнь и так тяжелая». Но пустое зрелище никогда не даст полного удовлетворения.

- Вам самому где приятнее ставить: в столичных городах или в провинции?

- Считаю, что провинция — это понятие не географическое, это понятие в головах. Кто-то Минск считает провинцией, кто-то Москву, а кто-то Лондон. Если ты работаешь честно, по совести, по гамбургскому счету, то тогда для тебя нет провинции, для тебя есть профессия и высокие образцы ее, идеалы, существующие в театре. Можно в Тамбове или в Хабаровске увидеть такой спектакль, который не покажут в столице.
В российских регионах работает огромное число талантливейших актеров, по уровню не уступающих московским. Просто за счет какой-то медийности столичные артисты выделяются. Между тем часто видел, когда сериальные актеры откровенно «ложаются» на сцене. Может, в сериале они и смотрятся, но как театральные артисты — нулевые…
У меня всегда перед глазами такой пример. Помните, как футболисты минского «Динамо» в 1982 году стали чемпионами СССР, опередив таких грандов, как московский «Спартак», киевское «Динамо» и так далее?! Никому не известная команда совершила настоящий подвиг. Так же и в театре.
Режиссер и артисты — это как тренер и игроки. Как ты подготовишь свою команду к игре, так и будет. Или победа, или поражение. Например, есть спектакли хорошие, но не энергетические — они холодные. Смотришь: сделано вроде грамотно, но действо на сцене тебя не трогает, все очень скучно и механично. Сам стараюсь делать такие спектакли, чтобы мне самому было приятно их смотреть. А еще чертик должен в конце выпрыгнуть. Его найти — вот задача.
- Слышал, что вы в свое время успели еще окончить академию управления при президенте Республики Беларусь по специальности «государственное управление и экономика». Зачем вам это было нужно?
- Когда в 10 классе определился с профессией, сказал себе: «Хочу знать о театре все: от гвоздя, который вбивают в стену, до бухгалтерского счета». В принципе я свою мечту реализовал — получил актерское образование, режиссерское и управленческое.
Последнее помогает мне лучше ориентироваться. Наконец-то получил серьезное образование, первые два ведь были творческими. Так что учиться мне было очень полезно. Правда, я чуть не повесился! Представляете, у меня диплом в академии управления совпал с первой премьерой в русском театре. Я спал, наверное, часа два в сутки. Но справился.
- Интересно, а с президентом Республики Беларусь вы пересекались?
- С Александром Лукашенко встречался дважды. Как-то меня пригласили на встречу президента с белорусскими литераторами. А год назад он меня наградил званием «Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь». Что могу сказать о Лукашенко? Очень харизматичный президент, видно, что это уверенный в себе человек и знающий, чего хочет.
- Судя по всему, работать в Хабаровске вам понравилось. Приедете еще?
- Почему бы и нет. Понимаете, я не могу вслепую, не зная коллектива, город, приезжать и навязывать свой проект. А сказка — это хороший повод познакомиться. Я ведь не только ставлю — я смотрю все спектакли, которые идут в театре, мне интересно.
Кстати, репертуар у вас разнообразный. И это правильно. Тем более в Хабаровске один большой драматический театр. Это же не Москва, где есть традиционный Малый театр, сумасшедший Ленком, экспериментирующий МХАТ, пластический Сатирикон и так далее. Там театров много, и они должны своей индивидуальностью завоевывать публику. А хабаровская драма просто обязана предоставить зрителям максимальную палитру спектаклей на любой вкус.
Хорошо, что театр обратился к истории. «Муравьев. Граф Амурский», «Залив счастья. Адмирал Невельской» — это очень важные проекты как для города и края, так и для всего Дальнего Востока. Ведь театр должен нести и образовательную функцию. Кто, как не с трибуны театра, расскажет людям о том, как этот регион был поднят на ноги, кто его основывал и какой ценой… Еще мне приятно, что драматургом этих исторических спектаклей стал мой земляк и товарищ Андрей Курейчик, с которым я тоже плотно работаю.

Источник — Тихоокеанская звезда

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Наверх